СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя метода работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

За время работы у меня сложилась своя последовательность преподавания большинства тем курса информатики:

  • На одном – двух уроках даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание;
  • Затем переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики, в соответствии с ФГОС;
  • После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Метод проектов привлёк меня как учителя потому, что он формирует у учащихся понимание, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

«Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать», - гласит народная мудрость, это и понятно, но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Раздел «Информационные технологии» учебного предмета информатика требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому с моей точки зрения, на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. Результат выполнения которой должен обязательно иметь личную значимость.

Безусловно, не всякую деятельность целесообразно трансформировать в проектную. Можно в целях активизации познавательной деятельности учащихся использовать и такие приёмы как:

  • Особенным образом сформулированные цели деятельности ученика, в которых обозначена его личная заинтересованность;
  • Добавление в практическую деятельность игрового или соревновательного моментов;
  • Создание необычной атмосферы во время деятельности – сделать урок нестандартным.

Чтобы практическая деятельность носила развивающий характер, в ней должно быть минимум инструкционизма. Большую пользу принесёт самостоятельная исследовательская или аналитическая деятельность, чем пошаговое выполнение работы.

Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются и сами новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, заставляющим учеников удивляться, и обязательно содержащий новые достижения науки и открытия, сам явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Здесь следует отметить, что далеко не всё в учебном материале по информатике может быть для учащихся интересно, и познавательный интерес к изучению предмета не может всё время поддерживаться яркими фактами. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся. Чтобы научить школьника работать самостоятельно, можно использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, комментирование заданий и наглядность. Чтобы создать условия  для активизации самостоятельной учебной деятельности на уроке информатики, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Мотивация будет  иметь место только тогда, когда дети будут стремиться на урок, где им хорошо, содержательно и интересно.

Ценным способом стимулирования интереса к предмету в моей практике выступает метод использования заданий практической направленности, различных игр и игровых форм организации деятельности, особенно в младшем школьном возрасте. А так же постановка перед учащимися реальной перспективы, которую они тоже могут увидеть. Это очень уместно, например, при реализации межпредметных и метапредметных связей. Решение проблем других областей средствами информационных технологий позволяют показать школьникам практическую значимость предмета информатика.

Изучение информатики идет по концентрической схеме, на каждом новом этапе круг знаний и действий расширяется. Именно поэтому важно с первых уроков научить школьников универсальным действиям. Информатика подразумевает умение работать с информацией, а именно- получить информацию, обработать ее, сохранить и передать.

В 8 классе всего 1 час в неделю на изучение ИКТ, поэтому я использую методику опорных сигналов В.Ф. Шаталова, которая позволяет мне за столь короткое время выполнять больший объем работы и творческих заданий.

Начиная с первых уроков в 8 классе, как только изучаем тему кодирование школьники получают творческое задание – придумать свой способ кодирования алфавита и закодировать свои имя и фамилию. Это задание очень нравиться ученикам.

Затем изучаем основы работы с ОS Windows Назначение системной среды Windows. Представление о файле. Параметры файла и действия над файлами. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов.

Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола.

 Запуск приложений (программ). Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными. Обучающиеся сами настраивают под себя рабочий стол, структуру папок и т.д.,

Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов. Получают диски с тестовым вирусом, который содержит элемент программного кода вируса, не способный нанести вред компьютеру, и самостоятельно учатся лечить зараженные диски. Полученный опыт пригодится им в дальнейшей жизни.

После этого изучаем основы работы в графическом редакторе, обучающиеся выполняют простые рисунки, рисуют абстракцию по мотивам абстракций Кандинского. Делают буквицы.

Знакомство с алгоритмами я провожу параллельно с работой в среде ЛОГО  МИР. Где ученики пишут простые программы для исполнителя черепашки,  которая по их программам рисует геометрические фигуры. На этих уроках происходит межпредметная связь с математикой, черчением и рисованием.

Ученики 8-х классов знакомятся с текстовыми редакторами блокнот и Word, в Worde выполняют творческое задание по составлению  объявления о продаже, узнают о графических возможностях этой программы и в качестве проекта рисуют генеалогическое древо своей семьи. Учатся редактировать и форматировать текстовые документы.

При изучении аппаратной части компьютеров, провожу занятие с практическим разбором системного блока. Ученики получают творческое задание  сравнить себестоимость цены печатного листа для лазерного и струйного принтера, сделать выводы и обосновать их.

В 9-х классах на изучение ИКТ отводится 2 часа. Обучающиеся при изучении темы моделирование выполняют проектные задания на следующие темы- «Нарисовать объемные фигуры, и используя их в качестве шаблона, смоделировать здание.»

При работе с программой Excel выполняют практическую работу по расчету выручки в цирке за неделю. Затем при изучении графиков и диаграмм составляют таблицу и строят графики основных функции. При выполнении этого заданий используется межпредметная связь с математикой. Знание графиков функций, областей определения и значения.

Рис.1

При изучении СУБД Access девятиклассники выполняют проект каталог( создают базу данных своей музыки, фильмов или  книг)

Очень многое сейчас связано с интернетом, поэтому 9-классники создают свои первые сайты, с использованием программы HEFS. Пишут письма, используя свои email.Изучение нетикета дало свои плоды- на страничках и в блогах обучающихся стало намного меньше ругательств и оскорблений друг друга, ученики перестали писать статусы типа Я люблю своего пупсика.

В 10 классе проекты становятся серьезнее. Ученики в электронных таблицах моделируют движение баскетбольного мяча, работу банковского окна, накопление денег. Учатся обрабатывать статистические массивы- задание на обработку массива температур за месяц, моделируют работу приемной комиссии ВУЗа- создают базу абитуриентов, и по итогам определяют кто поступил на бюджет, кто на платное, строят графики .

Выполняют проекты за здоровый образ жизни, жизнь без сигареты, принимают участие в  школьном конкурсе новогодних презентаций. Делают презентации на тему Великая отечественная война в моей семье, Полководцы ВОВ, Женщины снайперы и т.д. Эти работы нацелены на воспитание гордости за свою семь, страну, уважение к своей истории.

С 11 классниками выполняем проект по созданию базы данных по Челябинской области, по Чесменскому району.

Мои выпускники выходят с хорошим знанием ИКТ, даже студенты гуманитарных вузов говорят, что с информатикой у них проблем нет. Стабильно выпускники выбирают ИКТ на ЕГЭ, а это один из сложнейших экзаменов. Причем сдают не самые сильные, пока ни один медалист или отличник ИКТ не выбрал. И как минимум экзаменационный порог проходят все.

Категория: Информатика
10.02.2015 17:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!