СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик, —
Получился человечек!
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали,
Только и всего!
Ю. Ким
Только и всего? Если бы все было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична судьба его творения. Так и учителю не безразлична судьба его учеников. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих учеников учитель соприкасается с вечностью.
Я – учитель начальных классов. Первый учитель… Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как ответственно быть первым учителем.
Какими же мы хотим видеть, наших учеников? Ответ на этот вопрос звучит дальше в песенке:
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным, честным, сильным, добрым —
Только и всего!
Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях, как в наше, пожалуй, прагматичное время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?
Первоклассники приходят ко мне похожими на этого человечка из песенки. Они еще очень наивны и неопытны, но они готовы, как губка, впитывать все новое. И то, что мы сумеем сейчас заложить в ребенка, останется с ним на всю жизнь. Прекрасно сказал об этом В. Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная система обучения. В основе ее лежат идеи, убеждения и принципы, которые в целом представляют мою педагогическую философию. Ядро этой философии – мое убеждение, что ребенок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.
Вот мои заповеди, которым я следую все годы работы в школе, - а мой педагогический стаж 27 лет.
1. Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся. Учитель должен быть личностью. А личность всегда неравнодушна. Неравнодушный педагог не способен сломать хрупкий мир доверившегося ему ученика, он помогает ему стать личностью.
Любимое изречение: «Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь, никакой ветер не будет для него попутным» (Сенека)
2. Любое дело делать так, словно это твоя «лебединая песня». Любая деятельность успешна настолько, насколько она несет радость исполнителю. И эту радость не надо скрывать.
3. Невольник – не богомольник. Это в равной степени касается и ребенка и учителя. Можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить лошадь пить.
4. Урок в начальной школе – это время знаний, время развития, время общения. Урок – это «добыча» знаний с радостью открытия и горечью неудачи, это постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.
5. Мера. Чувство меры должно быть во всем: в дозировке выполняемых заданий, в поощрении и порицании детей. Мера активности учителя на уроке и мера самостоятельности обучающихся.
6. Улыбка. Чаще улыбаться детям! Улыбка учителя создаёт общий благоприятный психологический настрой. Мрачный, постоянно недовольный чем-то, да еще срывающий на детях зло учитель – это явление противоестественное, ненормальное.
7. Вера в успех. Очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал: «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить»
8. Защищенность каждого ребенка (от унижений, обидных кличек, от жестокости)
9. Мальчики, девочки…
Модель поведения: мальчик – рыцарь, будущий мужчина; девочка – юная леди.
10. Барометр урока – глаза ребенка. Видеть перед собой не класс, а отдельную индивидуальность, неповторимую, уникальную. Уметь чутко улавливать, читать настроение ребенка по едва уловимым признакам, в том числе по глазам, чутко и своевременно реагировать на показания такого «барометра»
11. Принцип трех «не»: не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных просчетах и ошибках.
Не спешить в оценке того или иного поступка ребенка (не пытаться наказать провинившегося тут же, на «месте», ведь гнев – плохой советчик). Не спешить «разжевать», облегчить решение задачи, не спешить выполнить что-то за ребенка.
Не вредить! Внимательный выбор стратегии развития и воспитания необходим и «успешным», и «трудным» детям. Поэтому очень важно, как можно раньше определить способности каждого ребенка и помочь ему выбрать нужное направление.
Не винить. Учитель, привыкший во всех бедах винить детей, часто не замечает, как в его сознание незаметно вползает тоскливая гостья – обида на всех.
12. Три «нет»: нет – двойке, нет – жалобам, нет «сталкиванию лбами».
Нет двойкам! Не умея заинтересовать, увлечь детей предметом, мы нередко прибегаем к «педагогическому каратэ», избираем единственный метод – двойку. Метод этот весьма универсален. Двойкой награждают практически за все погрешности: опоздание на урок, за забытую спортивную форму, за непослушание.
Нет жалобам! Федор Михайлович Достоевский писал: «Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать».
Что значит «сталкиваться лбами»? (Хорошо подмечено учителем-новатором Е.Н. Ильиным) Примеров в школьной жизни больше чем достаточно, и все они не столь безобидны, как может показаться на первый взгляд. Небрежно брошенное слово учителя, беседы-проработки тех, кто подвел, кто недостоин чести класса, приводят к конфликтам между детьми.
«Сталкивание лбами» происходит в классе, между группировками класса, между классами, вызывая незатухающую вражду, длящуюся иногда многие годы, вплоть до выпускного вечера.
13. Почаще проверяй себя: не потеряны ли ориентиры, не «сбита ли планка прицела»?
Чтобы уроки были живыми, интересными, увлекательными надо находиться в постоянном творческом поиске, широко использовать весьма разнообразные методические и дидактические средства, проблемные ситуации, проблемно – познавательные задачи. Вовлекать детей в мир познавательной деятельности с учётом их индивидуальных способностей, способствовать формированию у учащихся прочных знаний и умений.
14. Сохранить в себе детство!
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть настоящим педагогом. Надо всегда спешить к детям, радоваться встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим учителем.
Надо помнить слова П. Коэльо: «Ребенок может научить взрослого трем вещам: радоваться без всякой причины, всегда находить себе занятие и настаивать на своем».
15. Не надоесть друг другу.
Наверное, чтобы быть интересным детям, надо быть, прежде всего, интересным самому себе, не потерять вкус к жизни, к работе …
Залог успеха учителя – высокая ответственность, требовательность к себе, творческий подход к педагогической деятельности, конечно, большая кропотливая работа.
Древнегреческий философ Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец! Моя задача - с честью нести звание учителя.
© 2016, Мезенцева Наталья Викторовна 490