СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мониторинг понятие, относительно недавно появившееся в лексиконе социально-гуманитарных наук, в том числе и в педагогике. В "Словаре-справочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного процесса.
Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:
1. изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
2. оценки состояния воспитания;
3. прогноза развития воспитания;
4. выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:
Педагогический энциклопедический словарь трактует понятие «воспитанность» как умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Оценка результатов воспитания через качества личности определяются признанием того, что творческое развитие и профессиональное самоопределение человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Содержательная сторона действий и поступков, их общественная направленность и социальная ценность определяют качества человека, отношения людей к нему, его воспитанность. Следовательно, качества личности являются показателями воспитанности. Сегодня под воспитанностью подразумевается комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.
Основы воспитанности закладываются в детстве в семье, мы, педагоги, только корректируем и шлифуем созданный родителями фундамент. В настоящее время результат и качество воспитания как проблема оценки является особо актуальным для учреждений образования.
Качество образовательной среды – это мощный фактор формирования личности. Качество воспитательной среды – возможность среды влиять на формирование и развитие позитивной личности. Поэтому важным является процесс наблюдения за учащимися на протяжении нескольких лет, за процессом их взросления, становления личности в рамках учебно-воспитательного процесса, которым ребенок охвачен в образовательном учреждении.
Основная цель работы школы — создание условий для развития высоконравственной, культурной, образованной, психически и физически здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению в социуме. Специфика воспитательной системы определяется идеологией развития содержания образования в школе, социальным заказом социума, родителей и самого ребенка. Воспитание в школе призвано обеспечивать условия образовательного процесса, в результате которого учащийся определяет способ своей жизнедеятельности, становится устроителем своей судьбы.
Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, научить ее делать этот выбор и находить способы его реализации.
Цель воспитательного процесса - свободная, всесторонне развитая гармоничная личность, способная жить и занимать активную позицию в современном мире. Воспитание будет успешным, если оно системно. Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы школы мониторинг планируется подразделять на две группы.
В первую группу будут входить объективные статистические показатели:
Во вторую группу должны входить показатели анализа эффективности процесса воспитания:
Одним из критериев эффективности реализации воспитательной системы школы, как я уже успела заметить, является уровень воспитанности школьников. В моем классе для определения уровня воспитанности используется методика (Капустина), в которой в качестве ориентира для характеристики воспитанности школьников, выбраны ряд интегральных отношений к таким важным ценностям как: любовь к Отечеству, правовая культура, бережливость, культура поведения, здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, красивое в моей жизни, эрудиция, отношение к труду и обществу и т. д.
Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся
По сравнению с первым классом процент учащихся, имеющих высокий уровень воспитанности, повысился на 13 %. По сравнению с прошлым годом показатель хорошего уровня воспитанности значительно вырос – на 15%, показатель среднего уровня воспитанности – на 9 %, что для нашей школы является неплохим показателем. В 2014-2015 учебном году перед собой я поставила конкретные задачи - особое внимание уделить гражданско-патриотическому и правовому направлению ВР, проводить внеурочную работу по воспитательной направленности.
Важным звеном воспитательной работы школы является система дополнительного образования. Поэтому я считаю необходимым проводить мониторинг внеурочной занятости учащихся МОУ «СОШ №31» с целью отслеживания процента детей вовлечённых в кружки и секции как школьные, так и городские. Это нужно для оценки эффективности работы классных руководителей и руководителей кружков по вовлечению детей в систему дополнительного образования.
Конечно, мы понимаем, что для реализации в полной мере основной цели работы учреждения – создания условий для развития высоконравственной, культурной, образованной, психически и физически здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению в социуме – необходимо разработать в школе единую систему мониторинга (обобщив уже имеющийся опыт работы в данном направлении с теми идеями, которые только начинают воплощаться в жизнь). Включить в систему мониторинга образовательного учреждения, разделы касающиеся воспитательной работы, для постоянного наблюдения за воспитательным процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату, поставленным целям и задачам воспитательной работы школы.
© 2015, Осерская Ольга Юрьевна 1158