СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Морфема – значимая часть слова
Упражнение 1. Прочитайте текст, составленный по книге Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Обратите внимание на выделенные слова. Выпишите в два столбика однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
Алиса приятно удивилась, увидев Герцогиню в столь отличном расположении духа, и подумала, что это перец делает ее вспыльчивой.
– Когда я буду Герцогиней, – сказала она про себя (без особой, правда, надежды), – у меня в кухне совсем не будет перца. Правильно, суп перчить не надо, он и без перца вкусный. От перца, верно, и начинают все всем перечить? – Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило. – От уксуса – куксятся, – продолжала она задумчиво, – от горчицы – огорчаются, от лука –лукавят, а от сдобы – добреют. Как жаль, что никто не знает этого правила. Все было бы просто. Ели бы сдобу и добрели.
Упражнение 2. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним проверочные слова.
Зализать рану. – Залезать на дерево. Умолять о помощи. – Умалять роль. Завила кудри. – Завела разговор. Увядать без воды. – Увидать чудо. Укротить зверя. – Прекратить разговоры.
Упражнение 3. Найдите третье лишнее слово.
1. Лес, лестница, лесничий. 2. Честный, чеснок, чесночный. 3. Целина, цель, прицел. 4. Пот, потолок, потливый. 5. Море, морщины, морской. 6. Боль, большой, больница. 7. Дивный, диван, удивительный. 8. Левый, лев, налево. 9. Густой, густеть, гусыня. 10. Гроза, гроздь, грозовой. 11. Лень, лента, ленивец.
Упражнение 4. Составьте и запишите словосочетания, выбирая при этом нужное написание главного слова.
Зап(е,и)вать (песню, лекарство); разр(е,я)дить (ружье, посадки); пол(е,и)жи (на солнце, конфетку); м(я,е)чи (футбольные, стальные), об(е,и)жать (стадион, малыша); прим(е,и)рять (товарищей, обновку); пол(а,о)скать (собачку, белье), сп(е,и)шите (на поезд, упражнение); разв(е,и)вается (флаг, ребенок); прож(е,и)вать (в доме, булку); сл(е,и)зать (с дерева, варенье), пос(е,и)деть (на скамейке, от переживаний), ч(а,и)стота (в доме, удара); посв(е,я)тить (фонарем, стихотворение).
Упражнение 5. Докажите, что окончание – значимая часть слова.
Запишите по образцу: -ешь – окончание глагола наст. или буд. вр., 2-го л., ед. ч.: читаешь, пишешь.
Упражнение 6. Распределите в два столбика слова в зависимости от того, как можно сказать о слове:
а) Маленькая синичка, летел низко, новый гараж, стучал громко, читал журнал, играть марш, девочка аккуратна, елочка красива. б) Воздух свеж, хорошо плавал, весело чирикал, бежать справа, пела громко, слегка прижал, кукла прелестна, ландыш пахуч, ребенок весел. в) Зашел далеко, дорога широка, крутой берег, напишешь письмо, пришла оттуда, исчезла вдруг, подъехала к дому, приехал быстро.
Упражнение 7. Выпишите из текста по 2–3 слова: а) без окончания; б) с нулевым окончанием. Укажите части речи выписанных слов.
а) На сцене был сад. На маленьких деревьях с золотыми и серебряными листьями звонко пели заводные скворцы. Под деревьями важно прохаживался павлин и клевал яблоки. На лужайке весело прыгали два козленка.
(По А.Толстому)
б) На столе перед зеркалом Алеша увидел две китайские куклы. Вчера он их не заметил. Они кивали ему головами. Но Алеша помнил приказание Чернушки и быстро прошел мимо них.
(По А.Погорельскому)
Упражнение 8. Спишите, выделяя окончания во всех самостоятельных частях речи.
а) Тьма сгустилась, уплотнилась. Во тьме постепенно исчезали острые вершины гор. б) Погода совсем испортилась. Тревожно зашумел сад, и ветер подхватил листья и понес над верхушками деревьев, над крышами домов, покатил по деревенским улицам и проселкам.
(По Е.Носову)
Выделите приставки в глаголах.
Упражнение 9. Выпишите слова с нулевым окончанием. Укажите, какой частью речи являются эти слова, на что в них указывают окончания.
Образец: В мае лес зазеленел.
Лес – сущ., м.р., 2-го скл., и.п.; зазеленел – глаг., прош. вр., м.р., ед. ч.
1. Берег тонул в предрассветном тумане. 2. Через неделю сборов отряд двинулся в путь. 3. Красив сад в зимнем наряде.
Упражнение 10. Спишите слова, выделяя в них ту морфему, которая указывает на грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола.
У низенького домика, подходит, у трясины, подкатил, слева, находить, решаю.
Упражнение 11. Спишите слова. Выделите в них окончания и найдите в ряду слов лишнее. Подчеркните его.
а) Село, далеко, влекло, пело. б) Закружил, рассвет, сверху, прыгала. в) Вчера, плясала, поляна, красива. г) Маленький, собачка, прибежала, столб.
Упражнение 12. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите однокоренные слова и разные формы слова.
Наконец-то наступили теплые весенние деньки! С юга потянуло влажным теплом. Хмурые неподвижные тучи раскололись и тронулись. Выглянуло солнце, и пошел по земле веселый бубенчатый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке. В кустах бузины отогревшиеся на солнце воробьи подняли шумиху. Вдруг с крыши сорвалась сосулька и угодила в самую воробьиную кучу. Стая с шумом, похожим на внезапный дождь, перелетела на крышу соседнего дома. Там воробьи расселись рядком.
(По Е.Носову)
Выпишите из второго абзаца цепочку слов, которые являются средством связи предложений абзаца. Какие средства выразительности языка использованы автором? Назовите их и выпишите примеры.
Упражнение 13. Прочитайте отрывок из повести К.Сергеенко «Дни поздней осени». Выпишите из него в два столбика однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Выделите в словах каждого столбика те морфемы, которые доказывают это.
Эта неделя серебряная. Смотри, даже на яблоках серебристый свет. Лунный свет особенно серебряный, и звезды сделаны из серебра. Если ты выйдешь ночью и скажешь что-нибудь в глубину сада, отзвук будет мерцающий, серебристый. В голосе твоем серебро, особенно когда ты смеешься. На эту неделю тебе подошли бы серебряные туфельки и платье серебряного перламутра.
Упражнение 14. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделяя в словах корни. Графически объясните выбор гласной в корне.
Увл_каться, насл_ждаться, прибл_жаться, прош_птать, д_леко, задр_жать от холода, разд_ваться в тишине, уд_вительное зрелище, вып_лзать из норы, сл_пит глаза, растр_пались косы, разд_лить на части.
Упражнение 15. Спишите, выделяя в глаголах корни, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с нулевым окончанием.
Зам_лкает на минуту, ухв_титься за веревку; не об_жай малыша; об_жать стадион; прим_рять одежду; нак_рмить брата; пол_скать сестренку; сп_шите пример; пос_деть на крыльце; ум_лять о помощи; пр_сить помочь; по_вляться в небе; скр_пучий пол; тр_петать от страха.
Упражнение 16. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделяя корень. Подчеркните разные формы одного и того же слова.
1. Св_телка, просв_щение; посв_тить (свечой); просв_тление; св_тить; осв_тить; в св_телке. 2. Посв_тить стихотворение; посв_щение другу; св_той; св_тые места, посв_тил произведение.
Упражнение 17. Прочитайте текст. Выпишите из него: а) однокоренные слова и разные формы одного слова; б) глаголы с приставками (выделите приставки); в) два слова с нулевым окончанием.
Холодина! Слипаются ресницы, ноздри. Снег визжит под ногами. Речушка замерзла, но на самой быстрине под полыньей пар – речка дышит. От ее холодного дыхания вырастают на закраинах льда белые венчики цветов. Дыхание зимы родит чудесные цветы. Только ледяные цветы холодны и мертвы.
(По Н.Сладкову)
Упражнение 18. Прочитайте текст. Выпишите из него глаголы с приставками. Выделите их.
Алеша покраснел, потом побледнел, опять покраснел, начал мять свои руки. Слезы у него от страха навернулись на глазах. Он не мог выговорить ни одного слова. Алеша всунул руку в карман, чтоб ощупать конопляное зерно. Но как описать его отчаяние, когда он его не нашел! Слезы градом полились из его глаз.
(По А.Погорельскому)
Упражнение 19. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Выделите в глаголах корни, приставки.
1. Заскр_пели ворота пот_мнели избушки зак_чалась над омутом ель. (Н.Рубцов) 2. Бор взгром_здился на выступ откосной скалы. (К.Бальмонт) 3. За морем заря пог_сает сл_вается с синею далью. (К.Бальмонт) 4. Закурчавилась пена седая на гребне волны. (К.Бальмонт) 5. И в предутреннем сумраке ясном мне послышался вздох ветерка. (К.Бальмонт)
Упражнение 20. Образуйте по 2–3 слова с данными корнями. Укажите части речи записанных слов. Корни в словах выделите.
С каким фонетическим явлением вы встретились?
Упражнение 21. Выпишите слова с приставкой по-. Выделите ее.
Подбородок, портфель, поговорить, поляна, полено, почта, поиск, потолок, потолковать, поэма, появляются, потрясти.
Упражнение 22. Выпишите слова с приставкой ис-. Выделите ее.
История, истолковать, истина, искра, иссушить, исказить, испугаться, исполнить, использовать.
Упражнение 23. Выпишите слова с приставкой с-. Приставку подчеркните.
Ссора, сметана, смешать, сделать, сладость, смеркаться, смелый, скворушка, сказочный, сдуть.
Упражнение 24. Выпишите слова с приставкой подо-.
Подоконник, подосиновик, подошва, подошли, подоить, пододеяльник, подопытный.
Упражнение 25. Распределите слова по группам:
а) Без приставки: __________
С приставками:
с-: _______________ вс-: ______________ вос-: _____________
Воскликнуть, всходит, высоко, вмешаться, вспыхнуть, сгореть, всхлипнуть, стоять, станция, стереть.
б) Без приставки: ______________
С приставками:
в-: ______________ вз-: ______________ во-: ______________ воз-: _____________
Высоко, вмешаться, воздержаться, внести, взмолиться, вблизи, вокруг, вздремнуть, вовлечь, взвод, вкусный, вдали, вздох.
Упражнение 26. Выпишите из предложений слова, распределив их в два столбика:
неизменяемые приставки | приставки на -з, -с
1. Долина постепенно сужалась. (К.Булычев) 2. Легкие волны лениво набегали на низкую часть берега. (А.Казанцев) 3. Силуэты далеких зданий засветились бесчисленными огнями. (Г.Прашкевич) 4. Он долго рассматривал рисунки. 5. Ночная тишина сменилась ревом прибоя. 6. От одного цветка к другому в саду перехожу. (К.Бальмонт) 7. Бесстрастно светит солнце в высоте. (К.Бальмонт) 8. Под дымкою тумана безгласная река. (К.Бальмонт) 9. Завеса мутного дождя заволокла лесные дали. (Н.Рубцов) 10. Девочка громко рассмеялась. 11. Разговоры о походе пришлось прекратить.
Как вы понимаете выражение безгласная река? С какой целью использует это словосочетание автор?
Упражнение 27. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите в глаголах приставки. Составьте схемы отмеченных предложений.
Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень от тучи и снова лес засиял молодо и радос_но.* Дуб ярко вспыхнул на со_нце бронзовыми вихрами осенней листвы и отбросил от себя тень которая легла через поляну к ногам молодых березок.*
(По Е.Носову)
Упражнение 28. Спишите. Графически объясните написание приставок.
Образец:
а) Сумерки _гущаются, бе_следно и_чезнуть, бе_снежная зима; громко ра_смеяться; _дание школы; _жал руку; _делал правильно, _дешний климат; _бил огонь; красивая ро_пись; хмурый ра_свет, ра_писаться в журнале.
б) Бе_чувственный, _держать слово; бе_звездная ночь; ра_цвел под окном; ра_смотреть пейзаж; бе_связный ра_сказ; бе_звучный смех; бе_смысленный ответ; ра_следовать до конца; бе_сердечный человек; точный ра_счет, хорошо ра_считать.
Упражнение 29. Распределите слова в два столбика: а) на конце приставки пишется с; б) на конце приставки пишется з. Подчеркните первую букву корня.
Ра_сыпать, в_дрогнуть, ра_целовать, бе_шумный, бе_жалостный; _жег, бе_толковый, _двинуть, _бросил, _гибать, бе_звучный, ра_спросить, чре_вычайный, ра_чет.
Упражнение 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограмм в приставках.
1. Много пор_зительных открытий _делали ученые на древней земле Египта. 2. Ра_копки в_крыли остатки каменной кладки. 3. Ученый ра_читывал найти остатки пирамиды. 4. Известковую скалу ра_чищали от песка и вырубали в ней отверстия. 5. Из небольших отверстий свет ни_падал на мраморный пол храма. 6. _десь можно увидеть сцены жизни простых людей. 7. _дание было ра_рушено. 8. Для строительства нужно было _делать точные ра_четы. 9. Ученые обнаружили бе_численные мраморные обломки.
(Из книги А.Нейхардт, И.Шиловой «Семь чудес света»)
Упражнение 31. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. Выделите в глаголах приставки.
Гроза разр_зилась утром. Светлое небо сразу стало вечерним. Молния запрыгала по черным тучам разрезала их на мгновение и разл_ла по ним огненные ручьи. Гром бил по макушкам деревьев. Те скр_пели тр_щали накр_нялись. Листья испуганно тр_петали а ветер бе_пощадно полоскал их зелень в косых струях ливня.
(По Н.Дуровой)
Укажите общие для всех глаголов текста морфологические признаки. Какая морфема указывает на это? Выпишите глаголы, показывающие нарастание действия.
Упражнение 32. Замените одним словом – прилагательным данные словосочетания. С помощью какой морфемы образованы эти прилагательные? Выделите ее.
а) Роща из дубов, лес из берез, сок из фруктов, суп из фасоли, фигура из льда, салат из овощей, торт из вафель.
б) Слегка розовый, немного горький, чуть-чуть соленый, не совсем голубой.
Упражнение 33. Дополните ряд слов (по 2–3) с одинаковым значением суффиксов. Выделите суффиксы.
Упражнение 34. Дополните ряд слов с одинаковым значением суффиксов. Выделите суффиксы.
Упражнение 35. Спишите текст. Подчеркните суффиксы в именах прилагательных. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их. Какая это часть речи?
Однажды охотник встретил на лесной дорожке маленькую девчушку с золотистыми волосами. Это была дочка лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки. У девочки были зеленоватые глаза, и в них отражался огонь ярких осиновых листьев. Она проводила охотника до избушки лесника.
Упражнение 36. Спишите текст. Выделите суффиксы в именах прилагательных.
ОСЕНЬ В ЛЕСУ
В осеннем лесу за сто шагов слышно, как пробегает маленькая мышь по сухим листьям. Умолкли звонкие голоса птиц. Золотистые кленовые листья беззвучно повисли на ветвях серебряной паутины. На желтоватом ковре из листьев играют последние солнечные зайчики.
(По В.Пескову)
Упражнение 37. Спишите текст, выделите суффиксы в именах существительных и прилагательных.
Мы шли в прохладные березняки и осинники, искали в траве среди прошлогодних листьев подберезовики с темными бархатными шапками и красноголовые подосиновики. Я забывал про охоту и про рыбалку. Мне нравилось вместе с дедушкой ходить и наблюдать, с какой любовью осматривал он все, что нас окружало.
(По Г.Скребицкому)
© 2018, Джиоева Ирина Ивановна 776