СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная концепция модернизации общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Новые специальные запросы определяют, выпускника в широком смысле этого понятия: ¨конкурентноспособность; ¨компетентность; ¨мобильность; ¨способность нести ответственность. Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть некоторой суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого мало, сейчас надо быть мобильным, коммуникабельным, самостоятельным, уметь быстро решать проблемы, делать выбор и отвечать за него, с готовностью осваивать новые знания. Обучить в принципе можно всему и любого. А вот учиться, чтобы стать образованным, каждый должен сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы и руководствуясь личностным отношением к ней. ФГОС определяет новую парадигму образования, которая характеризуется смещением от знаниево- ориентированного к компетентностному подходу, определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов. Таким образом, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Сегодня школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому на первом плане у учителя стоит задача по формированию и развитию у ребёнка устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, процесс обучения для него должен стать привлекательным, приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет мотивации к учению. Актуальность темы мотивации обучения обусловлена обновлением содержания образования, применением системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, социальных компетентностей. Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции». В целом можно определить компетентностный подход в образовании через понятие «как знать», а не через «что знать», как условие, обеспечивающее цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Считаю, что условием для обеспечения успешного саморазвития личности ученика является использование в практике системно- деятельностного подхода, который предполагает личностное и познавательное развитие обучающегося. Что же означает деятельностный подход? · Создание условий для осуществления ребенком собственной учебной деятельности. · Формирование у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).
Собственная учебная деятельность - важная составляющая системно- деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования творческих способностей и личностных качеств. Вне деятельности нет личности. Какова деятельность, такова и личность Отсюда следует, что системно - деятельностный подход обеспечит требования ФГОС к процессу обучения: научить учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями, которые помогут школьнику овладеть способностью к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового со Обучить ребенка – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Этот способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности»,- вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим. Деятельностный подход - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения (т. е. того, кто учится, а не того, кого учат). Такой подход к обучению предполагает: üналичие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); üвыполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; üвыявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; üформирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, желание хорошо учиться – у ребенка выработан мотив к деятельности. Мотив - это побуждение к активности в определенном направлении и является источником деятельности. Мотивация - это стремление человека сделать хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Если проще, то «мотивация – это человеческое стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным».
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Этому способствуют следующие приемы: 1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя; 3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.); 4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы. Практически значимые познавательные мотивы почти отсутствуют. Какая же работа проводится по формированию учебной мотивации?Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, мотивацию к учению. Созданию ситуации успеха способствуют активные формы и методы обучения: ü Занимательный материал и игры, ü Проблемная ситуация, ü Обучение через деятельность, ü Исследовательская деятельность учащихся, ü Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. В целях формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету, успешного интеллектуального развития и формирования положительной мотивации к учению на уроках использую занимательные задания: кроссворды, ребусы, викторины; яркий наглядный материал, развивающие и творческие задания. С помощью таких заданий организую частую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей на уроке. Нестандартные методы обучения: урок- путешествие, урок- экскурсия, урок- викторина, урок-лаборатория, дидактические игры способствуют включению в активную работу на уроке и интеллектуально пассивных детей, которые в игровых и занимательных заданиях решают проблемы, недоступные им в стандартной учебной деятельности. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала, творческие задания. Например: «Найди лишнее число в каждом ряду, зачеркни его, оставшиеся числа расставь в порядке возрастания, подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово, запиши его».
© 2019, Лященко Людмила Егоровна 1014