СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивы учения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получения образования, хотя и осознаются учениками, не могут непосредственно побуждать их к учебной работе. Главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия.

а) Познавательная мотивация

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Ряд современных исследователей прямо считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке. В то же время, многим людям не нравится мысль, что школьную программу можно сделать интересной. Они считают, что ребенок должен научиться делать неприятное и трудное. В любой работе всегда есть много скучного и неинтересного, но люди выполняют эту работу потому, что видят необходимость и связь рутинной работы с ее увлекательным сторонами.

Так, Дарвин был никудышным учеником по всем предметам, но позже он заинтересовался вопросом о происхождении жизни и провел весьма трудоемкое исследование. Мальчик может не видеть никакого смысла в геометрии, ненавидеть ее и плохо по ней успевать. Но если он мечтает стать военным летчиком, ему можно объяснить, для чего нужна геометрия, что с ее помощью можно спасти жизнь всего экипажа. Тогда будет сидеть над той же геометрией ночи напролет.

Хорошие учителя по опыту знают, что дисциплину не наденешь на ребенка, как наручники. Дисциплина – это то, что развивается внутри человека. Прежде всего ребенок должен понять цели своей работы и почувствовать ответственность перед другими людьми за ее выполнение. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной. Поэтому неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегченной учебной работе, механическому копированию действий учителя, следова­нию его указаниям. б) Мотивация достижения успеха

У детей с высокой успеваемостью ярко вы­ражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, пра­вильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко стано­вится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее сле­дует отличать от престижной мотивации.

в) Престижная мотивация

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые спо­собности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, по­стоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний при­водят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

г) Мотивация избегания неудачи

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивает­ся. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения вы­сокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются из­бежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низ­кая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. К окончанию началь­ной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не­успеха приобретает значительную силу. Тре­вожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Почти четверть неуспевающих третьеклассников отрицательно относится к учению из-за того, что у них преобладает этот мотив.

д) Компенсаторная мотивация

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится ис­точником тяжелых переживаний ребенка.

В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется. Подростки уделяют учебным занятиям уже гораздо меньше внимания. Сфера их жизнедеятельности заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много вре­мени отводят играм и развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Учащимся старших классов по-разному относятся к конкретным учебным предметам в зависимости от их профессио­нальных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Не умея достаточно хорошо различать причины неуспе­ваемости, учителя обычно используют весьма скудный и далекий от совершенства набор средств помощи отстающим ученикам.

Практически их можно свести к двум:

1) организация дополнительных занятий, на которых применяются такие же, как на уроке методы обучения,

2) ока­зание различных мер давления на ученика.

Все эти средства не только малоэффективны, но нередко оказываются и вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к шко­ле, усилия учи­теля должны быть направлены на формирование устойчивой мо­тивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов с другой. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», по­высить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноцен­ности и неуверенности в себе играют положительную роль, помо­гая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

24.08.2015 17:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!