СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Бернард Шоу как-то сказал: «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит». Фраза стала крылатой, но ведь Шоу ошибся. В современном мире становится очень важным уметь учиться, а кто-то должен этому учить. Как уговорить 30 человек, а может быть и больше, действовать в одном направлении, как убедиться, что все тебя поняли правильно и однозначно? Очень просто: нужно быть хорошим учителем и помнить основные принципы преподавания.
Дело не в вас – дело в учениках. Некоторые учителя думают, что их задача – наполнять своими знаниями пустые головы учеников. Неверное представление. Лучшие учителя считают своим долгом задавать себе вопрос не «Что я сегодня расскажу?», а «Что будут изучать мои ученики?».
Изучайте своих учеников. Одного знания материала недостаточно. Нужно знать о тех, кого вы учите – их способности, потребности и опыт. Иначе как вы сможете определить, что они уже знают, а чему им нужно учиться?
Учитесь создавать комфортную обстановку на уроке. Забота о создании эмоциональной, интеллектуальной и психологической благоприятной обстановки для обучения должна быть ежедневной.
Заражайте учеников энтузиазмом и целеустремленностью. Разница между хорошим и великим учителем не мастерстве, а в степени увлеченности. Увлеченности материалом, процессом преподавания.
Имейте право на незнание. Дети доверяют и охотно работают с теми, кто делится с ними своими сомнениями. Признавшись, что вы чего-то не знаете, вы даете понять, что сами еще учитесь.
Познай самого себя. Вы учите тому, каковые вы есть, привнося в преподавание свой взгляд на мир, свои идеалы.
Повторяйте важные положения. Важно, оставаясь последовательным, избегать предсказуемости и скуки, повторяйтесь каждый раз по-разному.
Учитесь задавать хорошие вопросы. Обучение связано с познанием неизвестного, а исследование начинается с вопросов, способствующих глубокому пониманию. Лидер среди них – «почему». Лучший учитель заинтересован не столько в ответе, сколько в том, чтобы ученики рассуждали над вопросом.
Перестаньте все время говорить – научитесь слушать. Эффективное преподавание – это улица с двусторонним движением: диалог, а не монолог.
Дайте возможность вашим ученикам учить друг друга. Вы не единственный, у кого ваши ученики могут чему-либо научиться. Они учатся также у своих сверстников и на личном опыте.
Никогда не прекращайте учить. Одно из самых важных условий успешного преподавания – любовь к своему делу, которая не должна заканчиваться после звонка с урока.
Как подготовить урок
Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Как же построить урок, который вызывал бы у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировал их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь в подготовке урока.
Четко определите и сформулируйте для себя тему урока. Определите место темы в учебном курсе. Определите ведущие понятия, на которые опирается данный урок, посмотрите на урок ретроспективно. Определите цели. Определите и четко сформулируйте для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Спланируйте учебный материал урока. Подберите литературу по теме. Подберите учебные задания, целью которые является: - узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям;
Упорядочите учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составьте три набора заданий: - задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
Продумайте «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже неизвестному. Сгруппируйте отобранный учебный материал. Продумайте, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
Контроль за деятельностью обучающихся.
Необходимо продумать:
1) что контролировать;
2) как контролировать;
3) как использовать результаты контроля.
При этом не забывайте, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
Домашние задания
Продумайте содержательную часть домашнего задания, а также рекомендации по его выполнению.
Опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний учащихся, развитием их языковой культуры и мышления, способностей давать развернутый, полный логически последовательный и аргументированный ответ. Мы не можем ограничиваться только изложением фактов, главное в ответе ученика – рассуждения, самостоятельный анализ, объяснение явлений.
Работа над ответом ученика – один из решающих факторов формирования знаний. Раньше были специальные предметы, развивающие культуру речи: пиитика, риторика, логика. Теперь эти предметы не включены в учебный план. Предполагается, что учителя- предметники будут сами обучать искусству ответа. Опыт лучших учителей показывает, что существует целая система работы по выработке умений учащихся давать полный и глубокий ответ.
Вот наиболее распространенные и доступные приемы:
• учитель сам дает полный ответ на поставленный вопрос, демонстрируя образец ответа. Тут же требуется повторение ответа учащимися;
• составляются планы, и совместными усилиями подбирается и располагается материал;
• в отдельных случаях разрешается пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями;
• после ответа учащегося проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах;
• время от времени пишутся краткие письменные ответы на те или иные вопросы;
• учитель дает краткий анализ ответа ученика.
• учитель ни в коем случае не допускает односложных ответов, не вмешивается в ход ответа, не задает постоянно наводящих и подсказывающих вопросов.
Формирование познавательного интереса обучающихся на уроке
Создайте положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока. Сообщайте в начале урока не только тему, но и последовательность урока. Обсуждайте с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Используйте творческие задания и задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Используйте разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся. Создайте атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулируйте учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п. Используйте в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Оценивайте деятельность ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения. Поощряйте стремление ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создайте педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создайте обстановку для естественного самовыражения ученика.
Советы психолога
Если учитель не заботится о том, чтобы на уроках находилось время для шуток и расслабления, то ученики сами создают свою особую «карнавальную культуру», которая в некоторых случаях может быть деструктивной. «Классный шут» напоминает учителю, что ученики воспринимают его как человека, лишенного юмора. Как правило, такой «клоун» находит живую поддержку у остальных учеников, которые восстают против скуки и однообразия на уроке и активно демонстрируют учителю свое разочарование.
Если мы верим в то, что обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия, то, создавая в группе атмосферу признания, энтузиазма и поддержки, мы тем самым формируем у детей позитивное отношение к себе.
Давая клятву Гиппократа, врачи обязуются не наносить вреда своим пациентам. По аналогии педагоги могли бы давать клятву Сократа, обязуясь минимизировать по возможности страх и стресс учеников. Многие взрослые вспоминают с благодарностью тех преподавателей, которые обладали чувством юмора, умели разрядить обстановку доброй шуткой.
Перерывы в учебном процессе - не пустое время, а необходимость. В среднем дети 15 -18-ти лет могут качественно воспринимать информацию в течение 12-15 минут. После этого обязательно должна быть пауза. Вы сможете повысить эффективность обучения, если будете следовать принципу контрастности переживаний. Особенно важны многократные чередования непривычных действий и действий ритуальных. Новизна привносит радость, эффект неожиданности и снимает напряжение, ритуалы создают ощущение устойчивости и предсказуемости.
Если ученики верят учителю, не боятся его, то им нет необходимости тратить свою энергию на нарушение поведения. Поэтому критерием успеха деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам:
- развивать веру в успех;
- считать ошибки нормальным и нужным явлением;
- признавать и видеть достижения каждого;
- учить детей управлять собственной деятельностью.
© 2017, Индреева Вероника Игоревна 561