СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наглядные средства обучения на уроках обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика обучения грамоте является самой древней частью методической науки. Она имеет богатую историю. В русской школе в разные исторические эпохи применяли различные методы обучения грамоте: от буквослагательного до метода целых слов. Методика обучения грамоте все время вела и ведет поиски наиболее эффективных приемов обучения учащихся навыкам чтения и письма.

ФГОС НОО однозначно сформулировал задачи и цель современного образования. Целью образования можно определить познавательное, общекультурное и личностное познавательное развитие обучающихся, гарантирующее такую главную компетенцию, как умение учиться. При этом навыки, знания и умения формируются, применяются и сохраняются в плотной связи с активными самостоятельными действиями учащихся.

В проекте “Федерального компонента государственного стандарта общего образования” подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.

Проектируя урок, важная задача – это создать атмосферу для формирования УУД на определенном этапе урока и определить, какие методы будут наиболее эффективными, а также понять, каково место ученика и учителя на том или ином этапе урока. Продумать систему заданий и вопросов, которые будут способствовать формированию УУД. Если использовать выбранную задачу и осознать, что нужно для того, чтобы её реализовать, то о формировании УУД следует говорить на организационном этапе урока. Во время проверки обоснованности расположения школьных принадлежностей и высказыванием личного мнения у обучающихся создаются регулятивные УУД.

Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения, стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной программы. Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др. При подготовке к уроку учитель должен позаботиться о том, чтобы не только рассказать учебный материал, но и показать его, потому что зрительный анализатор, как выяснили физиологи, в 800 раз мощнее слухового. Нужно научиться рационально использовать этот фактор. Поэтому для того, чтобы учащиеся усвоили материал необходимо использовать наглядные средства обучения.

Наглядные средства обучения на уроках обучения грамоте

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.

Средства зрительной наглядности

Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты).

Раздаточный материал предусматривает:

1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);

2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания).

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

  • Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
  • При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.
  • Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.

Работа с карточками занимает 6-8 мин учебного времени.

Средства слуховой наглядности

Основными способами реализации слуховой наглядности являются грампластинки и магнитофонная запись. Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы - это записанная на пластинку или магнитофонную пленку эталонная речь, демонстрирующая нормы русского литературного языка, и устные высказывания различного характера (рассказ, доклад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.).

Материалы звукового пособия соотносятся с материалами школьного учебника: те упражнения, с помощью которых усваиваются и запоминаются трудные в орфоэпическом отношении слова, озвучены. Как правило, это тексты, прозаические и стихотворные, слушая которые ученик соотносит написанное и услышанное, мысленно воспроизводит звучание слов, подлежащих усвоению.

Зрительно-слуховые средства обучения

Экранно-звуковые средства обучения представлены диафильмами со звуковым сопровождением, кинофильмами и кинофрагментами.

Таким образом, правильное использование наглядности на уроках обучения грамоте способствует формированию четких представлений о русском зыке, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

На уроках обучения грамоте значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как таблицы, предметные картинки, карточки, тестовые задания и др.

04.02.2024 18:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!