СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наша зеленая планета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект: «Наша зеленая планета»

Тема: «Дети должны жить на зеленой планете»

Выполнила:

Чорная Милана,

обучающаяся 2-Б класса

МБОУ «Лицей № 37 г. Донецка»

Научный руководитель:

Черновол Лейла Алмазовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей № 37 г. Донецка»

Донецк – 2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. ЖИЗНЬ БЕЗ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ПАКЕТОВ?
    2. БАТАРЕЙКИ - ИСТОЧНИК ОПАСНОСТИ
    3. ПЛАСТИК В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
    4. ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ - РАДОСТЬ ИЛИ РАЗОЧАРОВАНИЕ?
    5. МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКТ - СПАСЕНИЕ ЭКОЛОГИИ
  2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Исследование №1
    2. Исследование №2
    3. Исследование №3
    4. Исследование №4
    5. Исследование №5
    6. Исследование №6
  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Я хочу, чтобы наша планета

Оставалась зелёного цвета,

Чтобы не было серого цвета

На планете моей никогда.

Елена Бондарева

Наша планета Земля — уникальная планета во всей Вселенной. На протяжении веков люди живут рядом с удивительными живыми существами. Человек настолько привык к соседству насекомых и растений, что редко задумывается о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Но самое важное не только знать об этом, но и научиться сохранять всё то, что даёт нам природа.

С каждым годом экология Земли всё больше и больше страдает от рук человека. Самым опасным для экологии является мусор, который образуется в результате человеческой деятельности. В частности он вызывает изменение климата, загрязнение почвы, воздуха и воды. Кроме того, бытовые отходы из синтетических материалов поедают птицы и звери. Это в свою очередь приводит к трагической гибели животного. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Под действием микроорганизмов в почве разлагаются либо же гниют только органические отходы. В данном случае речь идёт об остатках пищи, растениях, то, что создано природой. А что касается пластика, резины, полиэтилена, использованных элементов питания, то данные материалы не относятся к категории быстрого распада, к тому же несут вред окружающей среде.

    1. ЖИЗНЬ БЕЗ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ПАКЕТОВ?

Полиэтиленовые пакеты сегодня повсюду. В них упаковано большинство продукции в магазинах и супермаркетах, а также люди используют их в быту. Они удобны, практичны и доступны. Полиэтилен сегодня, в буквальном смысле, просто заполоняет города. Ежедневное их использование ведёт к катастрофе.

Традиционно принято считать, что пластик более вреден, чем биоразлагаемые материалы. Однако учёные подтвердили обратное. Самым экологичным является обычный пластиковый пакет из супермаркета. При этом делается важная оговорка: он должен быть затем переработан. И хотя пластик признан наиболее вредным для экологии, если его правильно утилизировать, то вреда от него не так уж и много. Бумажные пакеты экологичные, быстро разлагаются, достаточно крепки и выносливы для того, чтобы использоваться неоднократно. Однако сегодня научно доказано, что целлюлозно-бумажное производство является также вредным для окружающей среды. Оно требует много затрат воды, которая на выходе оказывается загрязненной. Для того, чтобы произвести бумажный пакет, требуется израсходовать в 17 раз больше воды, чем на изготовление пластикового. Расход электроэнергии в 3-4 раза больше обычного. Кроме того, чтобы переработать целлюлозу в бумагу, требуется около 200 химических веществ. В результате - в атмосферу выделяется на 70 процентов больше загрязнителей, а в воду – в целых 50 раз.

Поэтому пакеты из бумаги сложно назвать хорошей альтернативой полиэтиленовым.

    1. БАТАРЕЙКИ - ИСТОЧНИК ОПАСНОСТИ

Обычная пальчиковая батарейка. Когда мы пользуемся такими элементами питания, они не представляют опасности ни для нас, ни для окружения. Но, как только они исчерпают свой ресурс и попадают в окружающую среду, там становятся опасными отходами. Одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли или 400 литров воды. В батарейках содержится множество ядовитых веществ и тяжёлых металлов, таких как соли ртути, свинца, цинка, марганца, кадмия, висмута и т.д.

Таким образом батарейки нельзя утилизировать вместе с другими бытовыми отходами.Внутри батареек металлы токсичны, некоторые виды батареек способны к самовзрыванию. По правилам батарейки нужно перерабатывать на специальных заводах.

ПЛАСТИК В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Что же касается пластика, то в современном мире, он применяется для производства очень большого количества предметов, которые мы каждый день используем в быту. Контейнеры для пищевых продуктов, пакеты для мусора, чашки и посуда, детские игрушки и ещё множество товаров, - всё это сделано из пластика. Не стоит забывать и о пластике, который входит в состав мебели, бытовой техники, компьютеров и автомобилей

Сегодня из вторичного пластика научились изготавливать: стрейчевые боди, обтягивающие джинсы, дождевики, флисовые куртки, искусственные меховые воротники, аксессуары и даже обувь. И это не полный список одежды из пластика, который обретает вторую жизнь вместо того, чтобы отправиться на свалку. Полиэстер получают путём сложной химической реакции продуктов нефтепереработки, а вот вторичный полиэстер получают из переработанного пластика. С экологической точки зрения полиэстер не хуже, а может быть даже лучше, чем натуральное волокно.

    1. ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ - РАДОСТЬ ИЛИ РАЗОЧАРОВАНИЕ?

Праздники также наносят вряд окружающей среде. К примеру, рассмотрим воздушный шар. Это универсальный тонкий предмет, чаще всего сделанный из латекса, небольшого размера. Сегодня его надувают воздухом либо же газом - гелием. Благодаря последнему он приобретает способность летать. После достаточно продолжительного полёта, а это до 14 часов в воздухе, а то и в разы дольше, яркий воздушный шар превращается в обычный мусор. Он остаются лежать на земле и в воде, попадают в желудки рыб и животных. В результате - кусок латекса блокирует пищевод живого существа, что ведёт к его смертельному исходу. На сегодняшний день из-за таких последствий торжества, гибнут не только киты и дельфины, но и сухопутные животные. Так, к примеру, морские черепахи принимают остатки воздушных шаров за медузу, что является их основным рационом. Воздушный шар блокирует кишечный тракт, заставляя умирать от голода. Воздушные шары сложно утилизировать. Металлизированные и фольгированные шары не разлагаются вообще. Латекс же разлагается в почве, но на это нужно немало лет. Большинство воздушных шаров делают не из чистого безопасного латекса, а с использованием химических добавок и покрытия, которые придают яркий цвет и повышают прочность. Химикаты выделяются в окружающую среду – воду и землю. Воздушные шары формируют горы мусора. Только представьте, сколько тонн лопнувших шариков ложится мусором на землю. Шарики, которые мы запускаем в небо производятся за частую из синтетического латекса. Он разлагается годами, загрязняя окружающую среду. Собрать запущенные воздушные шары невозможно: они могут улететь на десятки и сотни километров, в том числе на территории парков, лесов, особо охраняемых природных территорий и стать причиной гибели животных из Красной книги. Только подумайте, воздушный шар из латекса радует нас около 5 минут, а разлагается он не менее четырёх лет. Согласно статистики, ежегодно в небо запускается миллионы воздушных шаров по всей России.

    1. МУСОРОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС

Мусор представляет серьёзную опасность для экологического здоровья нашей планеты. Значительно сократить пагубное воздействие мусора можно с помощью раздельного сбора отходов. Для этого, на сегодняшний день, предусмотрены мусоросортировочные комплексы.

Мусоросортировочный комплекс – это комплекс предприятий, которые обеспечивают отбор, выделяя твёрдые отходы для вторичного применения, и где используется сортировочное оборудование и конвейерные системы. Если не перебирать отходы, то они будут представлять малую ценность. Удаление определённых видов мусора из масштабного потока позволяет снизить количество отходов, что отправляются на захоронение. Не маловажным является и тот факт, что определённые технологические решения позволяют точно выбирать отходы, оценивая их состав и характеристики. Система сбора твёрдых коммунальных отходов и мусоросортировочные комплексы вместе формируют общую систему для извлечения полезных материалов из масштабного потока отходов. Следовательно, важно, чтобы они дополняли друг друга для извлечения максимального количества материалов.

Таким образом, мусоросортировочные комплексы позволяют разделять мусор в зависимости от его состава. Пластиковые, бумажные, стеклянные, металлические и другие отходы собираются по отдельности. Подобная сортировка позволяет значительно снизить ежедневные нагрузки на полигон, получить около пятнадцати процентов полезных фракций, которые будут применены для дальнейшей переработки.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Чтобы привлечь внимание к проблемам окружающей среды, мы решили приступить к практической части нашего исследования. Тем самым не на теории, а на практике доказать глобальность проблемы, узнать мнение людей и сделать свой вклад в сохранение экологии.

2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ № 1

Практическую часть нашей исследовательской деятельности начинаем с анкетирования людей. Опрос состоял в определении уровня знаний общества о вреде твёрдых бытовых отходов. Всего было опрошено 26 человек, возрастом от 12 до 45 лет. 100% респондентов единогласно подтвердили важность переработки твёрдых бытовых отходов и состояние катастрофической ситуации окружающей среды сегодня. Из них 73% не разделяют мусор и выбрасывают всё в единый контейнер, при том, что баки для сортировки отходов имеются. Ещё 17% респондентов не имеют в своих дворах таких сортировочных баков и считают не целесообразным возиться с мусором по городу в поисках утилизации тех или иных отходов. И всего лишь 10% опрошенных ответственно относятся к окружающей среде, разделяя мусор и выбрасывая его в специальных отведённых для этого местах.

2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ № 2

После анкетирования людей и определения их точки зрения на данную проблему, мы решили провести небольшой эксперимент в супермаркете. На кассах самообслуживания мы предлагали покупателям отказаться от полиэтиленового пакета. Около 37% покупателей, которым было сделано такое предложение, выбирали между бумажными пакетами и тканевыми сумками, другие 52% покупателей выбирали полиэтиленовый пакет за удобство и доступную цену и только 11% - аргументировали свой выбор обычного целлофанового пакета тем, что его перерабатывать намного проще, чем целлюлозу, которая также несёт вред экологии.

2.3. ИССЛЕДОВАНИЕ № 3

Немного иная картина вырисовалась с использованными батарейками. Для начала практической части в этом вопросе, мы огляделись вокруг и сопоставили предметы быта в которых используются эти самые источники питания. Вещей насобирали не мало от обычной игрушки до наручных часов. Исходя из того, что данная проблема достаточно сильно вредит экологии, мы решили в своём доме провести акцию по сбору использованных батареек. Вывесили объявление в подъезде и прошлись по квартирам рассказывая о вреде использованных источников питания. Нами также была установлена на первом этаже ёмкость для сбора использованных элементов. В итоге - результаты не заставили себя ждать. Как выяснилось, чем ближе места по сбору использованных источников питания, тем ярче результат. За один только день нами было собрано больше половины пакета с использованными вредоносными для экологии батарейками.

2.4. ИССЛЕДОВАНИЕ № 4

Очередным предметом исследования по нашей теме мы взяли обычную пластиковую бутылку. Чтобы на опытах доказать её вред для окружающей среды понадобятся годы, поэтому мы решили промониторить насколько занимаются данной проблемой в сегодняшнее время. Из наблюдений смело можно сказать, что для сбора пластиковых бутылок возле мусорных баков сегодня установлены специальные контейнеры для сбора пластика, не во всех супермаркетах, но всё же имеются пункты по сбору пластиковых бутылок либо же они установлены возле них. Сегодня пластик собирают и в рамках проведения благотворительных акций разные известные бренды. Всего мы насчитали больше пяти вариантов контейнеров по сбору пластика, которые более доступны и находятся в шаговой доступности с нами.

2.5. ИССЛЕДОВАНИЕ № 5

Если сегодня о сборах пластиковых бутылок, использованных батарейках заботятся местные власти, экологи и благотворительные организации, то ответственность за праздничные воздушные шары, которые при запуске в небо преодолевают тысячи миль и загрязняют самые сложные отдалённые кусочки нашей планеты, лежит на плечах самого человека. Причина одна: гибель или вынужденная миграция всего живого с таких мест. В рамках практической деятельности мы провели на этот раз необычный опрос среди школьников. На улицах города мы предлагали детям сделать свой выбор между конфетой и ярким воздушным шаром. Перед этим рассказывали о вреде яркого развлечения. Как показала практика, мнения среди опрошенных разделились 50 на 50. Полностью отказаться от воздушных шаров школьники не согласились, но 82% всё же пообещали не запускать их в небо, а правильно утилизировать.

2.6. ИССЛЕДОВАНИЕ № 6

Следующим этапом в нашей практической исследовательской деятельности стало посещение производства мусороперерабатывающего оборудования. Здесь внедряются новые технологии по совершенствованию процессов сортировки и утилизации мусора на основе последних достижений науки. Во время экскурсии нам рассказали о важности сортировки мусора и бережного отношения к нашей планете, показали производство специального для этого оборудования. Также я имела возможность увидеть, как данная организация изготавливает уникальные мусоросжигающие печи, которые так необходимы экологии.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая выводы можно смело сказать, что экология - это мы. Заботясь о чистоте окружающей среды, мы заботимся о здоровье человека и всего живого на планете. С каждым годом жизнь на Земле становится труднее. Человеческая деятельность просто отравляет планету отходами.

Несмотря на то, что человек считает себя самым умным обитателем планеты, он приносит ей больше всего вреда. К примеру, дождевые черви рыхлят землю и обогащают её питательными веществами, мы же в свою очередь - истощаем её. Если же растения извлекают из земли тяжёлые металлы, то мы их туда обратно складываем в виде отработанных батареек. Также засоряют планету полиэтилен и пластик. После проведённых теоретичных исследований, мы подтвердили свою гипотезу о том, что пластиковые упаковки не разлагаются даже при горении, кроме того, они выделяют ядовитый дым, который, в свою очередь, опасный для здоровья человека. Узнали мы и мнение окружающих людей разной возрастной категории по вопросу утилизации отходов и систематизировав полученные материалы пришли к выводу, что большая часть опрошенных не разделяют мусор и выбрасывают всё в единый контейнер, не задумываясь о вреде для экологии. Изучив детально данную тему, мы провели ряд мероприятий, которые должны были приблизить проблему к людям, тем самым ещё раз напомнить о важности правильной утилизации отходов. Мы исследовали количество пунктов по сбору батареек и пластика в шаговой доступности, мониторили выбор людей в супермаркете, во что они упаковывают товар и предлагали школьникам отказаться от воздушных шаров в пользу сладкого угощения.

Вывод такой. Полностью отказаться от использования пластика, целлофана, батареек и воздушных шаров, понятное дело, что человек сегодня не готов. Это касается, как производителей, так и потребителей. А вот минимизировать их ущерб для природы можно и нужно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Левитман, Мария. Экология - предмет: интересно или нет? / М. Х. Левитман. - Санкт-Петербург: Союз, 1998. - 78 с.
  2. Зеленые страницы: хрестоматия по экологии для начальной школы / художник Татьяна Капустина. - Москва; Санкт-Петербург: Мой учебник, 2018. - 124 с.
  3. Вторая жизнь мусора, или сделать отходы полезными/ Мирко Мазелли Аннализа Феррари
  4. Мазелли М. История мусора: от древних отходов до переработки пластика/ текст и иллюстрации Мирко Мазелли; [перевод с итальянского Ольги Уваровой]. - Москва: Издательский дом Мещерякова, 2019. - 75 с.
  5. Маленькая книга зелёной жизни: как перестать быть врагом природы и спасти человечество/ Мария Ершова. - Москва: Эксмо, 2019. - 80 с.
  6. Газина О. М. Самые маленькие животные Земли: экологическая азбука для детей / О. М. Газина. - Москва: Школьная Пресса, 2003. - 32 с.

06.11.2023 11:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!