СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наши пернатые друзья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Наши друзья – пернатые».

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Задачи: 1. Обучающие: - учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду; - обучать детей составлению описательного рассказа по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы; - обогащать и активизировать словарь детей: оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная.

2. Развивающие: - развивать звуковую культуру речи ([c], [c'], [ч]); - мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов-картинок с изображением птиц.

3. Формирующие: - формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать.

4. Воспитывающие: - воспитывать заботливое отношение к птицам; речевую культуру, эмоциональную отзывчивость на сопроводительное стихотворение пальчиковой гимнастики, побуждающее к эмоциональным действиям.

Образовательные области: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье.

Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц.

Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".

Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры.

Примечание: при необходимости по ходу занятия объяснять значение некоторых слов и словосочетаний ( оседлые птицы, стрекочущие звуки, шершавый язык, расщелина, распространенная птица, санитар леса, дупло, житница, хищная), если будет в этом необходимость.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)

Девочка: - Извините, я вам не помешала? Мне старший брат загадал загадку, а я её никак не могу отгадать. Помогите мне, пожалуйста. Вот здесь он её записал. (Подаёт записку воспитателю)

Воспитатель: - Дети, поможем девочке?

- Как тебя зовут? (Маша).

- Иди к ребятам, а я загадаю загадку:

"Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…" (птица).

Воспитатель: - Верно.

- Маша, совсем простая загадка. А ты знаешь, кто такие птицы и какие они?

Маша: - Знаю, но очень мало

(Звучат голоса птиц).

Воспитатель: Ребята, что это за музыка?

Дети: Это не музыка, это голоса птиц.

Воспитатель: Да, это голоса птиц. А где их можно обычно услышать?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Маша, ты хочешь с нами пойти?

Маша: А можно? Я очень хочу, я ведь так мало знаю о птицах!

Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес.

II. Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и пришли.

- Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока)

Дети: Сорока.

Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока?

Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту.

Воспитатель: Что вы ещё знаете об этой птице?

Дети дополняют ответ.

Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки – это оседлые птицы, они живут на одном месте.

Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".

- А это что за звуки? Кто это стучит?

Дети: Дятел.

Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел?

Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв.

Далее ещё ответы детей про дятла.

Воспитатель предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".)

- Ребята, а почему дятла называют санитаром леса?

Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел».

(Физкультминутка)

Воспитатель:

"Встаньте, дети, встаньте в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Выбирается «дятел». Становится в центр круга.

Дети парами ходят по кругу и произносят слова:

- Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышки пшеницы.

Дятел:

- Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза)

- А, теперь, ребята, мы отправимся дальше.

Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве?

Дети: Снегири.

Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири?

Дети: У снегирей красные грудки.

Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири – очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали – «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".

- А теперь ребята, мы пойдем дальше. Смотрите, а вот другие птицы.

Дети: Это синицы!

Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы?

Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком.

Воспитатель: Молодцы! Синица – яркая, нарядная птица. Поет звонко: «Синь – синь, пинь – пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало.

- Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку?

Дети: Воробьи.

Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи?

Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв.

Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей – самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".

Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни!».

Выбирается водящий. Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» произносит: «Чик – чирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры.

- Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это?

Дети: Сова.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше?

Дети: У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти.

Воспитатель: Сова - это хищная, ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах.

- Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька?

(Дети проходят на свои места).

- А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".

(У детей на столах лежат каточки с изображением зимующих птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты).

- Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем.

(Проводится пальчиковая гимнастика).

- Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и

Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки).

Две синицы, воробей, (На каждое название

Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по

Дятел в пестрых перышках. одному пальчику).

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и

разжимают кулачки).

- А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц?

(Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена).

- И с этим заданием справились вы.

III. Итог.

- А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия?

- Что больше всего понравилось?

- А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

09.01.2016 18:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!