СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная сатья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья

Вашему вниманию представляется научная статья Перминовой Алёны Андреевны на тему: «Применение соревновательно-игровых заданий на уроках баскетбола в подростковом возрасте».

2 слайд: Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что в научных исследованиях в области физического воспитания школьников был и остаётся поиск новых педагогических технологий, позволяющих повысить интерес учащихся к процессу обучения и систематизировать контроль освоения ими двигательных умений и навыков. Освоение школьниками универсальных способов учебной работы обеспечивает им успешность и в познавательной деятельности.

3 слайд: Предмет исследования: программа уроков по баскетболу с применением соревновательно-игровых заданий для учащихся 8 класса.

Цель: Выявить особенности применения соревновательно-игровых заданий на уроках баскетбола в подростковом возрасте.

Задачи:

  1. Изучить методику применения соревновательно-игровых заданий на уроках баскетбола.
  2. Оценить навыки владения мячом учащихся 14-15 лет.
  3. Выявить уровень обученности учащихся умениям игры в баскетбол.
  4. Составить программу уроков по баскетболу с применением соревновательно-игровых заданий для учащихся 8 класса.

4 слайд: Было изучено состояние проблемы, представленное в работах авторов Жукова М.Н., Ляха В.И., Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С., выявлено, что баскетбол в процессе обучения игровой деятельности позволяет закрепить и совершенствовать сформулированные двухкомпонентные взаимосвязи в вариативных условиях противоборства.

Таким образом, игровая и соревновательная деятельность, как форма и метод обучения школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания.

5 слайд: Мы оценили навыки владением мячом у учащихся 14-15 лет, мы провели исследование на базе МБОУ СОШ № 95, в котором приняли участие учащиеся 8 класса 23 человека: возраст детей 14-15 лет. С целью оценки навыков владения мячом нами были подобраны контрольные упражнения (тесты).

  • ведение мяча по прямой;
  • ведение мяча змейкой;
  • передачи мяча двумя руками;
  • бросок по кольцу со штрафной линии;
  • бросок по кольцу после ведения и 2х шагов;
  • передача мяча одной рукой от плеча.

7 слайд: 3. Выявили уровень обученности учащихся умениям игры в баскетбол.

Обученность – система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами.

8 слайд: В связи с этим показателями обученности учащихся двигательным умениям игры в баскетбол являются:

  • знания о технике выполнения передач, ловли, ведения мяча, бросков и др.;
  • умение выполнять изучаемые приемы игры в баскетбол: передачи и ловля мяча, ведение мяча, броски. Обученность учащихся 8 класса двигательным умениям игры в баскетбол (таблица).

9 слайд: При оценивании ведения мяча по прямой были получены следующие результаты где:

- В 8 классе оценку «5» получило 7 человек, на оценку «4» выполнило 13 учащихся и на оценку «3» выполнило 3 человека. Уровень обученности в данном тесте составил 71%. Таким образом, по результатам теста можно сделать вывод, что у учащихся исследуемого класса навык ведения мяча по прямой сформирован на хорошем уровне.

10 слайд: При оценивании ведения мяча змейкой были получены следующие результаты:

- В 8 классе оценку «5» получило 8 человек, на оценку «4» выполнило 13 учащийся и на оценку «3» выполнило 2 человека. Уровень обученности составил 74%. Таким образом, по результатам теста можно сделать вывод, что у учащихся исследуемого класса навык ведения мяча змейкой сформирован на хорошем уровне.

11 слайд: При оценивании передачи мяча двумя руками были получены следующие результаты:

  • В 8 классе оценку «5» получило 17 человек, на оценку «4» выполнило 6 учащийся. Уровень обученности составил 90%, что свидетельствует о высоком уровне навыка выполнения передачи мяча на скорость и точность.

12 слайд: При оценивании броска по кольцу со штрафной линии были получены следующие результаты: рис.4

- В 8 классе оценку «5» получило 6 человек, на оценку «4» выполнило 7 учащихся и на оценку «3» выполнило 10 человек. Уровень обученностисоставил 61%. Следовательно, подростки исследуемой группы облают навыком штрафного броска выше среднего уровня.

13 слайд: При оценивании броска по кольцу после ведения и 2х шагов были получены следующие результаты:

  • В 8 классе оценку «5» получило 10 человек, на оценку «4» выполнило 5 учащихся и на оценку «3» выполнило 10 человек. Уровень обученности составил70%. Следовательно, можно сделать вывод, что учащиеся исследуемой группы обладают хорошим навыком броска в движении.

14 слайд: При оценивании передачи мяча одной рукой от плеча были получены следующие результаты:

  • В 8 классе оценку «5» получило 15 человек, на оценку «4» выполнило 6 учащийся и на оценку «3» выполнило 3 человека. Уровень обученности составил 83%, следовательно, что свидетельствует о высоком уровне навыка выполнения передачи мяча одной рукой от плеча.

15 слайд: Таким образом, обобщая результаты тестирования навыков владением мячом у учащихся 8-го класса, что учащиеся обладают хорошим уровнем владения мячом. Учащиеся показали наиболее худший результат в тесте «бросок по кольцу со штрафной линии», так как этот тест требуют от учащихся правильную технику и точность попадания.

16 слайд: Результат обучения во многом зависит от отношения учащихся к учебной дисциплине и процессу обучения. Поэтому был проведен анкетный опрос с целью выявления отношения учащихся к урокам по баскетболу, средствам обучения навыкам игры. Нами была составлена анкета из семи вопросов. В анкетировании принимали участие учащиеся 8-го класса МБОУ СОШ №95 23человека. На основании проведенного анкетирования получены результаты.

17-18 слайд: 1.Учащимся нравятся уроки физической культуры т.к. 100% ребят дали положительный ответ на первый вопрос. Следовательно, подростки проявляют интерес к занятиям физическими упражнениями, у них есть потребность в целенаправленной двигательной активности через игровые и спортивные формы упражнений. В тоже время 34% опрошенных подростков в седьмом вопросе отметили, что не получают удовольствие от занятий физической культурой. Можно сделать вывод, что содержание уроков физической культуры не удовлетворяют индивидуальные потребности детей, вероятно, что уроки однотипны и монотонны по своему содержанию.

2. По результатам ответов на второй вопрос выявлено, что 57% учащимся нравится играть в баскетбол, а 43% опрошенных подростков к данному виду спортивной игры не проявляют повышенного интереса. Также выявлено, что 57% респондентов играют в баскетбол во внеурочное время: на тренировках или во дворе. Это вполне закономерно, т.к. спортивные предпочтения зависят от многих факторов: индивидуальных особенностей нервной системы, содержания уроков физической культуры, от организации физического воспитания в семье и школе, индивидуального круга общения подростка и другие.

3.Выявлено, что 78% учащихся считают, что на уроках физической культуры учитель довольно часто использует подвижные и спортивные игры с мячом, различные эстафеты с элементами спортивных игр. Как результат 87% детей отметили, что они знают правила игры в баскетбол. Так же результаты оценки навыков владения мячом и игровыми приемами баскетбола подтверждают, что содержание уроков позволяют учащимся освоить программный материал по разделу программы спортивные игры. В тоже время мы считаем, что необходимо пересмотреть содержание уроков по баскетболу подобрать новые соревновательно-игровые задания, игры по овладению техникой и тактикой игры, на уроках больше моделировать игровые ситуации, активизируя деятельность учащихся на уроке, вовлекая их в соревновательно-игровую деятельность.

По результатам анкетирования учащиеся в большинстве заинтересованы физической культуры и соревновательно-игровой деятельностью.

19 слайд: На уроках спортивных игр в 8 классе дети закрепляют основные элементы игры в баскетбол, которые были разучены ранее, при этом постепенно усложняются условия их выполнения. С этой целью основными средствами закрепления являются комплексы специальных упражнений. Специальные упражнения позволяют:

  • освоить основные технические умения (ведение, передачи, ловлю и броски мяча);
  • воспитать двигательные способности (координацию, быстроту движения, быстроту реакции, скоростно-силовые и скоростные способности);
  • развивать силу мышц рук (кисти, предплечья, плеча), ног (бедра, голени).

В данном разделе представлены три комплекса упражнений:

  1. Комплекс упражнений для закрепления передачи и ловли мяча.
  2. Комплекс упражнений для закрепления бросков.
  3. Комплекс упражнений для закрепления ведения мяча.

20 слайд: В комплексе упражнений для закрепления ведения мяча включены упражнения с ведением мяча на месте и в движении. При выполнении этих упражнений необходимо, чтобы дети закрепили контроль отскока мяча от пола, меняя высоту и направление. Основное внимание учащихся следует обращать на положение кисти на мяче, добиваясь естественности и уверенности в движениях отскока с мячом по площадке, согласованности движений всех звеньев тела (рук, ног). Важно, чтобы дети освоили приём выполнения. Совершенствование и закрепление за счёт увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. Комплекс включает в себя упражнения с ведением на месте и в движении, упражнения постепенно усложняются.

21 слайд: Систематическое применение специальных упражнений в действии с соревновательно-игровыми заданиями и спортивными играми способствуют эффективному формированию устойчивости и надёжных двигательных умений. Представленными комплексами, учитель может подбирать упражнения в зависимости от задач, этапа обучения, и степени двигательной подготовленности учащихся.

22 слайд: Технику владения мячом можно успешно отрабатывать как в эстафетах, так и в подвижных играх. Сначала добиваются точного выполнения ловли и передач мяча, затем быстрого, и только после этого приступают к выполнению их в условиях, приближенных к соревновательным, где постепенно наращивают сопротивление противника.

- подвижные игры с элементами баскетбола «10 передач», «Бегай, как я!», «День и ночь баскетболистов с ведением мяча», «Мастер ведения», «Скоростные передачи», «Бык в круге».

- эстафеты с элементами баскетбола «Передал - садись», «Эстафета с баскетбольным мячом», «Удар о пол», «Забрось мяч в кольцо», «Борьба за мяч», «Ведение и передача мяча».

Подборка подвижных игр и эстафет с элементами баскетбола, комплексы специальных упражнений для закрепления техники элементов баскетбола. Данный материал направлен на закрепление элементов техники игры в баскетбол. Даны методические обоснования, указания и рекомендации по применению представленного материала в образовательном процессе, обозначены планируемые результаты.

23 слайд: Соревновательно-игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании обучающихся. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.

Категория: Физкультура
16.12.2020 16:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!