СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Научная статья
Вашему вниманию представляется научная статья Перминовой Алёны Андреевны на тему: «Применение соревновательно-игровых заданий на уроках баскетбола в подростковом возрасте».
2 слайд: Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что в научных исследованиях в области физического воспитания школьников был и остаётся поиск новых педагогических технологий, позволяющих повысить интерес учащихся к процессу обучения и систематизировать контроль освоения ими двигательных умений и навыков. Освоение школьниками универсальных способов учебной работы обеспечивает им успешность и в познавательной деятельности.
3 слайд: Предмет исследования: программа уроков по баскетболу с применением соревновательно-игровых заданий для учащихся 8 класса.
Цель: Выявить особенности применения соревновательно-игровых заданий на уроках баскетбола в подростковом возрасте.
Задачи:
4 слайд: Было изучено состояние проблемы, представленное в работах авторов Жукова М.Н., Ляха В.И., Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С., выявлено, что баскетбол в процессе обучения игровой деятельности позволяет закрепить и совершенствовать сформулированные двухкомпонентные взаимосвязи в вариативных условиях противоборства.
Таким образом, игровая и соревновательная деятельность, как форма и метод обучения школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания.
5 слайд: Мы оценили навыки владением мячом у учащихся 14-15 лет, мы провели исследование на базе МБОУ СОШ № 95, в котором приняли участие учащиеся 8 класса 23 человека: возраст детей 14-15 лет. С целью оценки навыков владения мячом нами были подобраны контрольные упражнения (тесты).
7 слайд: 3. Выявили уровень обученности учащихся умениям игры в баскетбол.
Обученность – система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются образовательными стандартами.
8 слайд: В связи с этим показателями обученности учащихся двигательным умениям игры в баскетбол являются:
9 слайд: При оценивании ведения мяча по прямой были получены следующие результаты где:
- В 8 классе оценку «5» получило 7 человек, на оценку «4» выполнило 13 учащихся и на оценку «3» выполнило 3 человека. Уровень обученности в данном тесте составил 71%. Таким образом, по результатам теста можно сделать вывод, что у учащихся исследуемого класса навык ведения мяча по прямой сформирован на хорошем уровне.
10 слайд: При оценивании ведения мяча змейкой были получены следующие результаты:
- В 8 классе оценку «5» получило 8 человек, на оценку «4» выполнило 13 учащийся и на оценку «3» выполнило 2 человека. Уровень обученности составил 74%. Таким образом, по результатам теста можно сделать вывод, что у учащихся исследуемого класса навык ведения мяча змейкой сформирован на хорошем уровне.
11 слайд: При оценивании передачи мяча двумя руками были получены следующие результаты:
12 слайд: При оценивании броска по кольцу со штрафной линии были получены следующие результаты: рис.4
- В 8 классе оценку «5» получило 6 человек, на оценку «4» выполнило 7 учащихся и на оценку «3» выполнило 10 человек. Уровень обученностисоставил 61%. Следовательно, подростки исследуемой группы облают навыком штрафного броска выше среднего уровня.
13 слайд: При оценивании броска по кольцу после ведения и 2х шагов были получены следующие результаты:
14 слайд: При оценивании передачи мяча одной рукой от плеча были получены следующие результаты:
15 слайд: Таким образом, обобщая результаты тестирования навыков владением мячом у учащихся 8-го класса, что учащиеся обладают хорошим уровнем владения мячом. Учащиеся показали наиболее худший результат в тесте «бросок по кольцу со штрафной линии», так как этот тест требуют от учащихся правильную технику и точность попадания.
16 слайд: Результат обучения во многом зависит от отношения учащихся к учебной дисциплине и процессу обучения. Поэтому был проведен анкетный опрос с целью выявления отношения учащихся к урокам по баскетболу, средствам обучения навыкам игры. Нами была составлена анкета из семи вопросов. В анкетировании принимали участие учащиеся 8-го класса МБОУ СОШ №95 23человека. На основании проведенного анкетирования получены результаты.
17-18 слайд: 1.Учащимся нравятся уроки физической культуры т.к. 100% ребят дали положительный ответ на первый вопрос. Следовательно, подростки проявляют интерес к занятиям физическими упражнениями, у них есть потребность в целенаправленной двигательной активности через игровые и спортивные формы упражнений. В тоже время 34% опрошенных подростков в седьмом вопросе отметили, что не получают удовольствие от занятий физической культурой. Можно сделать вывод, что содержание уроков физической культуры не удовлетворяют индивидуальные потребности детей, вероятно, что уроки однотипны и монотонны по своему содержанию.
2. По результатам ответов на второй вопрос выявлено, что 57% учащимся нравится играть в баскетбол, а 43% опрошенных подростков к данному виду спортивной игры не проявляют повышенного интереса. Также выявлено, что 57% респондентов играют в баскетбол во внеурочное время: на тренировках или во дворе. Это вполне закономерно, т.к. спортивные предпочтения зависят от многих факторов: индивидуальных особенностей нервной системы, содержания уроков физической культуры, от организации физического воспитания в семье и школе, индивидуального круга общения подростка и другие.
3.Выявлено, что 78% учащихся считают, что на уроках физической культуры учитель довольно часто использует подвижные и спортивные игры с мячом, различные эстафеты с элементами спортивных игр. Как результат 87% детей отметили, что они знают правила игры в баскетбол. Так же результаты оценки навыков владения мячом и игровыми приемами баскетбола подтверждают, что содержание уроков позволяют учащимся освоить программный материал по разделу программы спортивные игры. В тоже время мы считаем, что необходимо пересмотреть содержание уроков по баскетболу подобрать новые соревновательно-игровые задания, игры по овладению техникой и тактикой игры, на уроках больше моделировать игровые ситуации, активизируя деятельность учащихся на уроке, вовлекая их в соревновательно-игровую деятельность.
По результатам анкетирования учащиеся в большинстве заинтересованы физической культуры и соревновательно-игровой деятельностью.
19 слайд: На уроках спортивных игр в 8 классе дети закрепляют основные элементы игры в баскетбол, которые были разучены ранее, при этом постепенно усложняются условия их выполнения. С этой целью основными средствами закрепления являются комплексы специальных упражнений. Специальные упражнения позволяют:
В данном разделе представлены три комплекса упражнений:
20 слайд: В комплексе упражнений для закрепления ведения мяча включены упражнения с ведением мяча на месте и в движении. При выполнении этих упражнений необходимо, чтобы дети закрепили контроль отскока мяча от пола, меняя высоту и направление. Основное внимание учащихся следует обращать на положение кисти на мяче, добиваясь естественности и уверенности в движениях отскока с мячом по площадке, согласованности движений всех звеньев тела (рук, ног). Важно, чтобы дети освоили приём выполнения. Совершенствование и закрепление за счёт увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. Комплекс включает в себя упражнения с ведением на месте и в движении, упражнения постепенно усложняются.
21 слайд: Систематическое применение специальных упражнений в действии с соревновательно-игровыми заданиями и спортивными играми способствуют эффективному формированию устойчивости и надёжных двигательных умений. Представленными комплексами, учитель может подбирать упражнения в зависимости от задач, этапа обучения, и степени двигательной подготовленности учащихся.
22 слайд: Технику владения мячом можно успешно отрабатывать как в эстафетах, так и в подвижных играх. Сначала добиваются точного выполнения ловли и передач мяча, затем быстрого, и только после этого приступают к выполнению их в условиях, приближенных к соревновательным, где постепенно наращивают сопротивление противника.
- подвижные игры с элементами баскетбола «10 передач», «Бегай, как я!», «День и ночь баскетболистов с ведением мяча», «Мастер ведения», «Скоростные передачи», «Бык в круге».
- эстафеты с элементами баскетбола «Передал - садись», «Эстафета с баскетбольным мячом», «Удар о пол», «Забрось мяч в кольцо», «Борьба за мяч», «Ведение и передача мяча».
Подборка подвижных игр и эстафет с элементами баскетбола, комплексы специальных упражнений для закрепления техники элементов баскетбола. Данный материал направлен на закрепление элементов техники игры в баскетбол. Даны методические обоснования, указания и рекомендации по применению представленного материала в образовательном процессе, обозначены планируемые результаты.
23 слайд: Соревновательно-игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажным в физическом воспитании обучающихся. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.
© 2020, Перминова Алена Андреевна 336