СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В дискуссиях, ведущихся по поводу перманентных реформ образования в России, все чаще раздаются реплики о том, что нужно отказаться от вариативности, вернуть единые по всей стране учебники, единую государственную учебную программу, все как было в СССР. Может быть, даже раньше – при царе, в XIX веке!
Якобы в СССР было лучшее в мире образование…
На этом мифе стоит остановиться. Его придумал и запустил президент США Джон Кеннеди, когда пытался в 1961 году объяснить успехи СССР в освоении космоса. Буквально он сказал: «Советское образование - лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Парадоксально, но факт: этот миф, запущенный американцем, ныне находится на вооружении у самых, что ни на есть патриотов, ненавидящих все американское!
Однако, практически никто не понимает того простого факта, что школьное образование не может воздействовать на технологическое развитие страны немедленно. Школьники должны окончить школу, получить вузовское образование, начать работать и сделать определенную карьеру, занять командные посты в экономике, чтобы их школьное образование как-то проявилось в практических успехах.
Элементарный подсчет показывает, что космические успехи СССР были обусловлены специалистами, чей возраст составлял в 1961 году около 50-55 лет, т.е. это были выросшие дети, начавшие обучение еще во время гражданской войны 1917-1922 годов, т.е. они учились в школе в 1920 - 1930 годах, КОГДА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ (в современном смысле этого слова) НЕ БЫЛО. В те годы наркомом просвещения был А. В. Луначарский, а в школе использовались разные экспериментальные методы обучения: не было уроков и расписания, не использовалась классно-урочная система обучения, зато применялся метод Дьюи (проектов) и бригадная организация, не было единых учебников и программ… Обучение было полностью вариативным!
Единые учебники и расписание стали вводиться с 1934 года, когда Луначарского на посту наркома просвещения сменил Андрей Бубнов, партийный деятель, долгие годы занимавший должность начальника Политуправления Красной Армии. Вот тогда-то и начала формироваться СОВЕТСКАЯ ШКОЛА в современном понимании.
И именно эта, «постреволюционная, но досоветская» школа обеспечила победу СССР над США в освоении космоса. А советская школа, которая стабилизировалась уже после Великой отечественной войны в 1950-е годы – дала стране поколения брежневского застоя. Но как пела одна известная певица той эпохи: «Эта песня не о нем…»
https://pedsovet.org/beta/article/nazad-dorogi-net#comment-42368
© 2017, Ходеева Ирина Вячеславовна 248