СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимость патриотического воспитания на занятиях физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость патриотического воспитания на занятиях физики

Очень часто поднимается вопрос: Как прививать патриотизм обучающимся, то есть нам, студентам?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо во-первых знать, что такое патриотизм; во-вторых как студенты относятся к своей родине, в-третьих что они знают о достижениях отечественных ученых.

Гражданское и патриотическое воспитание существовало и существует в любом государстве. Воспитание патриота и гражданина своей страны - важная задача, которую ставит перед собой государство. В стране создана система патриотического воспитания граждан.

В Государственной программе определены приоритетные направления воспитания, среди которых одним из главных - стало усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.

В образовательных учреждениях программы патриотического воспитания в основном решается - в преподавании общественных дисциплин и внеурочной деятельности. Учебное заведение способствует воспитанию гражданина, который знает, как и чем он сможет помочь соей Родине в сложившейся обстановке, понимает путь развития страны и видит свои перспективы в этом процессе.

Ведущая роль в осуществлении целей и задач гражданского и патриотического воспитания, как правило, отводится предметам гуманитарного цикла. Однако, как показывает практика, цели и задачи гражданского воспитания можно и необходимо реализовывать и на занятиях физики. Это непросто, так как материал по данной теме имеется, но он требует переработки и обобщения.

В ходе работы мной была проведено исследование. Для оценивания использовалась анкета с вопросами открытого и закрытого типа. В анкетировании принимали участие студенты 1 курса (45 человек).

Анализ результатов анкетирования позволяет сделать ряд выводов.

Из опрошенных только 48% считает себя патриотами. 52% студентов считают, что необходимо рассматривать вопросы, касающиеся гражданского и патриотического воспитания. В беседе многие студенты признались, что считают это чувство несовременным и устаревшим, да и знают значение слова «патриот» только 38% опрошенных.

Несмотря на такой низкий уровень патриотизма, 48% предпочитает жить в России, но с возможностью часто выезжать за рубеж, и 14% студентов не хотели бы покидать страну вообще.

24% респондентов считают, что качественное образование можно получить в России, 25% считают, что можно получить качественное образование за рубежом, и 25% - что качество образования зависит не от страны, а от желания учиться.

Анализ ответов на вопрос «Гражданин своей страны – это…» позволяет сделать вывод о том, что 23% опрошенных не разделяют понятия «патриот» и «гражданин», но около трети студентов были близки к верному пониманию слова «гражданин».

Как оказалось, чувство гордости за свою страну испытывают 95% студентов, и только это чувство безразлично для 2% респондентов.

К сожалению, последние годы стараниями отечественных и зарубежных средств массовой информации нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах приветствуется поклонение всему иностранному, принижаются достижения и открытия, сделанные русскими и советскими учёными. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому и настоящему России, её вкладу в развитие человечества и мировую культуру. Между тем Россия была и остаётся страной, давшей путёвку в жизнь многим научным разработкам, инновациям. Отсюда, 37% респондентов считает свой уровень знаний в области истории отечественной физики достаточным для себя и, к сожалению, 36% студентов безразличны к углублению знаний в этой области. При выборе способов получения таких знаний 63% респондентов предпочитают черпать эти знания непосредственно от преподавателя. И только треть студентов осознаёт необходимость самостоятельной работы или с помощью преподавателя.

Радует то, что у студентов существует необходимость в рассмотрении и изучении этих вопросов в рамках и других предметов – 60%.

Итак, несмотря на безразличие и нежелание некоторых студентов включаться в самостоятельную работу, в активное познание мира, почувствовать себя гражданином и патриотом своей страны, находятся студенты, не равнодушные к истории и достижениям отечественных исследователей. Студентов, которые заинтересованы не в формальном получении знаний, а в развитии своего творческого потенциала, в развитии умений и навыков, которые будут необходимы для успешной социализации в будущем, надо поддерживать, поскольку они смогут увлечь и остальных. Поэтому, в группах необходимо проводить проектную деятельность с заинтересованными студентами, которые в процессе работы привлекают других обучающихся. Со студентами не готовыми к публичным выступлениям, работать над рефератами, создавать альбомы об ученых и их открытиях в науке и изобретениях. В процессе работы, в течении года, вовлекаются обучающиеся и в исследовательскую деятельность. Это долгая и трудная работа, которая займет не один год.

Поэтому мной был составлен следующий план мероприятий в направлении гражданского и патриотического воспитания на 2012 -2013 учебный год:

  1. В рамках учебного занятия проводить беседы о русских ученых физиках или изобретателях, опираясь на работы студентов.
  2. Создать библиотеку открытий и изобретений следующих ученых:

В.К.Зворыкин (изобрел первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание),

А.Ф. Можайский (изобретатель первого в мире самолета),

И.И. Сикорский (создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик),

А.М. Понятов (изобрел первый в мире видеомагнитофон),

С.М. Прокудин-Горский (создана первая в мире цветная фотография), и т.д.

  1. Создавать учебные проекты, связанные с открытиями и изобретениями ученых
  2. Оформить выставку студенческих работ в кабинете физики
  3. Знакомить студентов ЮТК с открытиями и изобретениями отечественных ученых, используя видеостенд
  4. Создать лекторскую группу с выступлением на классных часах
  5. Разработать конкурсы, игры, викторины, с использованием их на занятиях и внеучебной деятельности студентов
  6. Использовать преподавателем исторические экскурсы во время учебных занятий

(Материалы некоторых бесед, игровые моменты, викторины, студенческие проекты представлены в приложении итоговой работы «Гражданское и патриотическое воспитание на занятиях физики»)

Таким образом, чем больше внимания будет уделяться проблемам гражданского и патриотического воспитания и образования, тем увереннее студенты будут себя чувствовать в роли «гражданина-патриота», тем большей отдачи можно будет ожидать от них не только в плане производства материальных благ, но и чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей Родины.

Список источников

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795

2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года от 18 декабря 2006г. № 1760-р

3. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2006. - 368с.

4. http://www.famous-scientists.ru/

5. http://portfolio.1september.ru/work.php?id=567074

6. http://www.lomonosow.org.ru/

7. http://class-fizika.narod.ru/

12.11.2017 06:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП