СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Необходимость патриотического воспитания на занятиях физики
Очень часто поднимается вопрос: Как прививать патриотизм обучающимся, то есть нам, студентам?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо во-первых знать, что такое патриотизм; во-вторых как студенты относятся к своей родине, в-третьих что они знают о достижениях отечественных ученых.
Гражданское и патриотическое воспитание существовало и существует в любом государстве. Воспитание патриота и гражданина своей страны - важная задача, которую ставит перед собой государство. В стране создана система патриотического воспитания граждан.
В Государственной программе определены приоритетные направления воспитания, среди которых одним из главных - стало усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.
В образовательных учреждениях программы патриотического воспитания в основном решается - в преподавании общественных дисциплин и внеурочной деятельности. Учебное заведение способствует воспитанию гражданина, который знает, как и чем он сможет помочь соей Родине в сложившейся обстановке, понимает путь развития страны и видит свои перспективы в этом процессе.
Ведущая роль в осуществлении целей и задач гражданского и патриотического воспитания, как правило, отводится предметам гуманитарного цикла. Однако, как показывает практика, цели и задачи гражданского воспитания можно и необходимо реализовывать и на занятиях физики. Это непросто, так как материал по данной теме имеется, но он требует переработки и обобщения.
В ходе работы мной была проведено исследование. Для оценивания использовалась анкета с вопросами открытого и закрытого типа. В анкетировании принимали участие студенты 1 курса (45 человек).
Анализ результатов анкетирования позволяет сделать ряд выводов.
Из опрошенных только 48% считает себя патриотами. 52% студентов считают, что необходимо рассматривать вопросы, касающиеся гражданского и патриотического воспитания. В беседе многие студенты признались, что считают это чувство несовременным и устаревшим, да и знают значение слова «патриот» только 38% опрошенных.
Несмотря на такой низкий уровень патриотизма, 48% предпочитает жить в России, но с возможностью часто выезжать за рубеж, и 14% студентов не хотели бы покидать страну вообще.
24% респондентов считают, что качественное образование можно получить в России, 25% считают, что можно получить качественное образование за рубежом, и 25% - что качество образования зависит не от страны, а от желания учиться.
Анализ ответов на вопрос «Гражданин своей страны – это…» позволяет сделать вывод о том, что 23% опрошенных не разделяют понятия «патриот» и «гражданин», но около трети студентов были близки к верному пониманию слова «гражданин».
Как оказалось, чувство гордости за свою страну испытывают 95% студентов, и только это чувство безразлично для 2% респондентов.
К сожалению, последние годы стараниями отечественных и зарубежных средств массовой информации нивелируется вклад России в мировую цивилизацию. В статьях и книгах приветствуется поклонение всему иностранному, принижаются достижения и открытия, сделанные русскими и советскими учёными. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому и настоящему России, её вкладу в развитие человечества и мировую культуру. Между тем Россия была и остаётся страной, давшей путёвку в жизнь многим научным разработкам, инновациям. Отсюда, 37% респондентов считает свой уровень знаний в области истории отечественной физики достаточным для себя и, к сожалению, 36% студентов безразличны к углублению знаний в этой области. При выборе способов получения таких знаний 63% респондентов предпочитают черпать эти знания непосредственно от преподавателя. И только треть студентов осознаёт необходимость самостоятельной работы или с помощью преподавателя.
Радует то, что у студентов существует необходимость в рассмотрении и изучении этих вопросов в рамках и других предметов – 60%.
Итак, несмотря на безразличие и нежелание некоторых студентов включаться в самостоятельную работу, в активное познание мира, почувствовать себя гражданином и патриотом своей страны, находятся студенты, не равнодушные к истории и достижениям отечественных исследователей. Студентов, которые заинтересованы не в формальном получении знаний, а в развитии своего творческого потенциала, в развитии умений и навыков, которые будут необходимы для успешной социализации в будущем, надо поддерживать, поскольку они смогут увлечь и остальных. Поэтому, в группах необходимо проводить проектную деятельность с заинтересованными студентами, которые в процессе работы привлекают других обучающихся. Со студентами не готовыми к публичным выступлениям, работать над рефератами, создавать альбомы об ученых и их открытиях в науке и изобретениях. В процессе работы, в течении года, вовлекаются обучающиеся и в исследовательскую деятельность. Это долгая и трудная работа, которая займет не один год.
Поэтому мной был составлен следующий план мероприятий в направлении гражданского и патриотического воспитания на 2012 -2013 учебный год:
В.К.Зворыкин (изобрел первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание),
А.Ф. Можайский (изобретатель первого в мире самолета),
И.И. Сикорский (создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик),
А.М. Понятов (изобрел первый в мире видеомагнитофон),
С.М. Прокудин-Горский (создана первая в мире цветная фотография), и т.д.
(Материалы некоторых бесед, игровые моменты, викторины, студенческие проекты представлены в приложении итоговой работы «Гражданское и патриотическое воспитание на занятиях физики»)
Таким образом, чем больше внимания будет уделяться проблемам гражданского и патриотического воспитания и образования, тем увереннее студенты будут себя чувствовать в роли «гражданина-патриота», тем большей отдачи можно будет ожидать от них не только в плане производства материальных благ, но и чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей Родины.
Список источников
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795
2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года от 18 декабря 2006г. № 1760-р
3. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2006. - 368с.
4.
5.
6.
7. http://class-fizika.narod.ru/
© 2017, Гончарова Светлана Петровна 145