СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Подготовила:
учитель начальных классов
Бунякова Ольга Владимировна
Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно всё больше и больше. Поэтому детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.
В начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах обучения. Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника, научить его учить себя самого, направить процесс на развитие учебной деятельности учащихся.
Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать, подготовить из ребенка читателя. Чтение - главный общеучебный навык, способствующий общему развитию личности и успешности ребёнка в обучении на всех ступенях школы. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Более других влияет на успеваемость скорость чтения. Между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%.
Скорость чтения, техника чтения зависят от факторов, заложенных в психических особенностях ребёнка, которые мешают ему освоить оптимальное чтение:
1.Неправильное дыхание.
2.Плохая артикуляция звуков.
3.Плохая память.
4.Неразвитое поле зрения.
5.Неразвитая антиципация.
6.Невысокий интеллект.
7.Отсутствие культуры чтения в семье.
Поэтому учителю крайне важно применять в работе по обучению чтению комплекс систематических упражнений, которые помогут устранить дефекты и добиться результативности при обучении оптимальному чтению.
Известный психолог Л.С. Выгодский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок». Следовательно, необходимо ребёнка научить читать в оптимальном для него темпе.
Оптимальное чтение- чтение в темпе разговорной речи – 120 - 300 слов в минуту вслух и 400 - 450 слов в минут – чтение про себя. Если в 1 классе основное учебное время занимает слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10 - 15% в 1 классе до 80 - 85% в 4 классе). Чтение – это работа. Быстрое чтение - работа более производительная и эффективная. Во время быстрого чтения мы ведём глазами по тексту от начала до конца. Оно вовлекает в этот процесс сознание и удовлетворяет нашу потребность в ясном понимании прочитанного. При многократном предъявлении информации в скоростном режиме возникает эффект сверхзапоминания, позволяющий человеку за короткое время запомнить большие объёмы информации.
Развитие навыка чтения проходит несколько этапов:
Первый способ - артикуляция или проговаривание вслух того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика.
Второй способ чтения - чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи. Скорость чтения более быстрая.
Наиболее совершенный способ чтения – тоже молча, в условиях максимального сжатия внутренней речи.
У начинающего читателя понимание текста отстает от его восприятия, понимание происходит не одновременно с чтением, а следом за ним. Именно поэтому в процессе чтения учащиеся часто опираются на смысловые догадки.
Быстрое чтение- это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Академик Н.П. Бехтерева считает: «Сложная мыслительная работа, решение нестандартных задач и творчество стимулируют работу во многих зонах мозга. «Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живёт полноценной жизнью».
Для освоения техники быстрого чтения нами используются семь золотых правил быстрого чтения О.А. Андреева, Л.Н. Хромова, развивается оперативная память, устойчивое внимание.
Семь золотых правил быстрого чтения.
Первое – читать без регрессий. Регрессии при чтении - повторно читаемый участок строки. Правило: глаза бегут легко и свободно только вперёд. Текст любой трудности читать только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
Регрессии нарушают правильность чтения. Но методика обучения чтению располагает немалым запасом средств, которые позволяют свести к минимуму регрессии и подчинить их смысловой стороне чтения.
1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
козы – косы трава – травы ветер – вечер взбежал – вбежал
2. «Найди лишнее слово»
(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)
Шляпа шляпа шляпы шляпа Стол столб стол стол
Дом дом дом ком Галка палка палка палка
Лапа лапа лапа липа Попал пропал попал попал
Мишка Мишка Миска Мишка ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО
3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:
вслух – глух – слух вьют – вьюн – вьюга
4. Чтение цепочек родственных слов:
вода – водный – подводный лес – лесной – лесник - подлесок
5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:
ест – есть галка – галька угол – уголь
6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.
Раз – ли – ва – лось разливалось
Пу –те -шест–во–вать путешествовать
За – швы – ря - ли зашвыряли
7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:
поСКАкаЛи взлеТЕЛ БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли
Второе - читать по интегральному алгоритму чтения. Чтобы читать быстро, надо читать по интегральному алгоритму чтения. Алгоритм – это совокупность, каких – либо действий. Алгоритм чтения определяет последовательность мыслительных действий при восприятии текста. Прежде всего, необходимо запомнить все его блоки: название, автора, источник, проблему, факты, особенности, новизну.
Третье - всегда выделять доминанту - основное смысловое значение текста. При анализе текста надо вначале выделять ключевые слова, затем строить смысловые ряды и сформировать доминанту: ключевые слова - смысловые ряды - доминанта – значение.
Упражнение : зрительный образ дифференциального алгоритма чтения.
Упражнение : развитие смысловой догадки (антиципации). Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. Внимание! Включите секундомер.
Например, начали:
Над городом низко повисли снеговые ________. Вечером началась _______. Снег повалил большими _______. На конце пустынной и глухой _______ вдруг показалась какая- то девочка. Она медленно и ________ пробиралась по ________. Она была худа и бедно ________. На ней было плохое _________ с узкими рукавами. Вдруг девочка _________.
Библиографический список:
Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Учитесь быстро читать».- М., 1991 г.
Баннова А.Ф. «Обучение младших школьников оптимальному чтению». - Армавир, 2000г.
http://schsad115.ru/prioritet-naprav