СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте старших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра – это мощный источник совершенствования процесса обучения грамоте. В статье я хочу поделиться поисками мотивационных резервов обучения грамоте. В момент игры дети как бы переносятся в мир волшебства, сказочности. Они воспринимают игру так, как будто события действительно происходят именно сейчас. Такое ощущение они испытывают при встрече с героями сказок, мультфильмов. Так на занятиях по обучению грамоте к нам приходят сказочные герои. Дети в процессе игры с ними легко справятся с самыми разными заданиями. Вот фрагмент занятия по теме «Гласные и согласные звуки». Воспитатель: Дети, отгадайте кто к нам сейчас придет в гости? Той девчонки нет прекрасней, Той девчонки нет умней, И Пьеро ее вздыхатель, Целый день поет о ней. Дети: Мальвина. Мальвина: Здравствуйте, дети! Я слышала, что вы очень умные и добрые. Дети, помогите мне пожалуйста, собрать бусы. Мои бусы не простые, а с буквами. Вы должны подумать на какие две группы можно их разделить. Это задание можно дать индивидуально на карточках, так и как коллективную работу по группам. Частыми гостями на занятиях бывают Петрушка, Буратино, медвежонок, зайчик. - Сегодня говорю я – к нам в гости пришел Умка из мультика. Он очень хочет посмотреть чему вы научились на занятиях. У детей появляется желание показать, что они знают. При обучении грамоте важную роль играет умение выделять звуки в слове. На данном этапе использую такие игры, как «Поймай звук » Дети встают в круг. Водящий произносит слово и бросает мяч одному ребенку. Ребенок должен назвать заданный звук. Детям очень нравится такие игры как «Следопыт». Воспитатель произносит слова, например сел – мел. Дети должны послушать внимательно и сказать, что изменилось в словах. Широко использую игру «Где звук?» Дети должны сказать место звука в слове: вначале, в середине, в конце. С удовольствием на занятиях после знакомства с какой – нибудь буквой дети работают с текстом. Им предлагается сосчитать в данном тексте сколько букв, например, А. Это задание можно провести как соревнование между рядами. После того, как дети уже могут находить звуки, начинаем работать над слогами. На этом этапе использую такие игры: 1. Слоговой аукцион. Примерные задания: 1. Назовите имена детей со слогами СО, СА. 2. Каждое последующее слово нужно образовать от последнего слога предыдущего слова. Играть можно по цепочке: один начинает машина-налет-летчик. Это игра не только для работы над слогами, но и на развитие речи. 3. Слоговое лото. Прочитайте слоги и составьте с ними слова: ща ( щавель, щадить),ще (щегол, щенок). 4. Игра « Полсловечка за вами»: так.( такси), ток (поток), ты ( кусты, ноты). 5. Игра : найди слова». Соединить стрелочкой левые слова с правыми, чтобы получились слова: МА РОЗ МО МА МЫ ЛО Дети с удовольствием играют в игру « Рыболов». Заранее готовятся карточки с изображением щуки, карася. окуня, башмака, сома. галоши, консервной банки. Карточки кладу на фон « реки» обратной стороной вверх. Под слова из песни «Любитель рыболов», вызванный ребенок берет карточку. Ребенок показывает детям карточку. Если он вытащил карточку с изображением галоши, консервной банки, башмака, то последние слова песни будут «горе рыболов». Если ребенок поймает рыбу, то произнесенное слово обозначает на доске чертой, затем делит черту на слоги. Никто из детей не хочет стать горе-рыболовом. Дети переживают, и активно участвуют. Игру « Дикие и домашние животные» провожу также при изучении темы « Деление слов на слоги». По условии игры каждое слово, обозначающее дикое животное, надо изобразить на доске чертой и разделить черту на столько частей, сколько в слове слогов. Воспитатель показывает картинки с изображением животных. Дети на листочках выполняют задание. Часть детей забыв об условии игры, относит к диким животным и домашних. «Поспешишь – людей насмешишь» говорит пословица. Побеждает тот, кто не спешил, был внимательным. Любая игра должна быть подчинена теме занятия, тогда она дает большой результат. Как и любая деятельность игра предполагает наличие перспективы. Дети всегда заинтересованы в достижении определенных результатов. При изучении всех букв, когда дети начинают по слогам читать, на занятиях люблю проводить такие игры как « Разведчик», « Кто быстрей?» При игре «Разведчик» детям дается текст Указательный палец в начале текста. Я читаю текст по слогам. Дети следят за мной. На любом месте я останавливаюсь. Разведчики должны показать мое «местонахождение». Для игры «Кто быстрее?» на доске вывешивается две таблицы. Например, Т Ц Ш С З Р Л Т Х Н Д Ж О А Щ У Б И Ф Е Дети выходят по двое. У каждого своя таблица. По команде они должны найти и назвать, например, буквы гласных звуков. Эта игра помогает детям при скорочтении, так, как расширяет угол зрения. Можно игру усложнить заменив буквы на слоги. Например, прочитать слоги с мягкими согласными. Такие игры детям очень нравятся и эффективны.
16.09.2015 04:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!