СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В современной науке и практике сложился комплексный медико-педагогический подход к формированию фонематических процессов у детей общим недоразвитием речи. Помощь дошкольникам осуществляется в учреждениях просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.
Общее недоразвитие речи у дошкольников - одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике и формирование фонематических процессов у детей с ОНР III уровня, остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.
Основой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста является своевременная диагностика и коррекционно-развивающая работа с учётом компенсаторных возможностей каждого ребёнка в отдельности.
При проведении констатирующего эксперимента, мы исследовали уровень речевого развития и формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровней, алалией, дизартрией. Мы изучали особенности их развития в пренатальном, перинатальном и постнатальном периодах жизни, состояние моторной сферы, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематических процессов. Обследование строили на общем системном подходе, разработанном в отечественной логопедии, с учетом специфики речевых и неречевых нарушений, общего психоневрологического состояния ребенка и возраста.
При анализе полученных данных нами были выявлены нарушения общей моторики, произвольной моторики пальцев рук, моторики органов артикуляционного аппарата. Исследование состояния фонетической стороны речи выявило у всех дошкольников различные дефекты звукопроизношения. Нарушения касались чаще всего звуков из фонетических групп свистящих, шипящих и соноров. У детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация оппозиционных звуков по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости-мягкости, по месту и способу образования.
Нами была составлена логопедическая работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя несколько этапов:
1. Развитие общей моторики;
2. Развитие мелкой моторики;
3. Развитие артикуляционной моторики;
4. Развитие звукопроизношения:
Постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
5. Формирование фонематического восприятия:
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие простых форм фонематического анализа: Фонематический анализ ряда гласных, фонематический анализ открытого и закрытого слогов, фонематический анализ слов;
Развитие сложных форм фонематического анализа:
Развитие навыка определять количество звуков в слове, развитие умения определять последовательность звуков в слове, развитие навыка определения места звука в слове, развитие фонематического синтеза, развитие фонематических представлений, закрепление навыков фонематического анализа.
II. Развитие простых форм фонематического анализа.
1. Фонематический анализ ряда гласных.
А) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.
Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.
Процедура. Логопед диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.
Инструкция. Послушай и подними руку, если услышишь звук.
Б) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.
Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).
Процедура. Логопед произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.
Инструкция. Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их.
2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.
Речевой материал: сначала открытые слоги, затем закрытые
(Примечание: щелевые звуки легче выделяются из открытых слогов, взрывные - в закрытых слогах.)
А) О На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный», «слог», «слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий - глухой), слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук.
Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные.
3. Фонематический анализ слов.
Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звукослоговой структуры слов.
Речевой материал дается в следующей последовательности: односложные слова, типа: ус, дом, рис; двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река; двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар; двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман; односложные слова со стечением в начале слова: стул; односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр; двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова; двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка; трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.
Фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т.п. Слова подбираются с учётом речевого дефекта ребёнка.
А) Выделение звука на фоне слова.
Речевой материал: с учетом вышеизложенной последовательности.
Процедура. Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки.
Инструкция. Подними руку, если в слове есть звук. назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук; отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.
Б) Выделение первого ударного гласного из слова.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Процедура. Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.
Инструкция: Назови первый гласный звук слова (при обучении грамоте /с 6 лет/, возможно буквенное обозначение гласного звука) напиши гласную букву, стоящую в начале слова, подбери и назови (или картинки), начинающиеся с ударного гласного и т.д.
В) Вычленение первого согласного звука из слова.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Процедура. Слова предлагаются с интонированием, а затем без него.
Инструкция. Назови первый согласный звук: подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий; обозначь на схемах слов первый согласный звук цветом: синим или зеленым, назови его; (для обучения грамоте) обозначь буквой первый согласный звук в слове, назови звук, букву.
Г) Определение конечного согласного в слове.
Речевой материал: сначала в словах, типа: ас, ус, нос; затем более сложные звукослоговые структуры.
Процедура. Логопед произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук.
Инструкция: Назови последний звук в слове: подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий), назови его; обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами; отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.
д) Выделение ударного гласного из середины слова.
Речевой материал: в описанной последовательности (сначала слова, типа: сок, дом, рис).
Процедура: Сначала слова даются с длительным произнесением гласного, затем приближение к обычному произнесению в более сложных конструкциях слов. Инструкция: Назови ударный («сильный») гласный звук слова: - подними руку, если в слове «сильный» звук.
(для обучения грамоте) обозначь «ударный» гласный звук в слове соответственной буквой (кроме слов, в которых произношение не расходится с написанием).
Сложные формы фонематического анализа
1. Развитие навыка определять количество звуков в слове.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Процедура: Логопед предъявляет слова, количество звуков, которые называет или показывает ребенок.
Инструкция: Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду): назови сколько звуков в слове; выложи столько фишек, сколько звуков в слове; отбери картинки с заданным количеством звуков; отстучи количество звуков в слове; напиши цифрой (палочками), сколько звуков в слове; разложи картинки в 2 группы по количеству звуков; сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.
2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.
Речевой материал: в описанной последовательности.
Процедура. Логопед предъявляет слово, звуки, которые ребенок называет последовательно.
Инструкция: Назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку: послушай слово и назови слово по звукам; выложи цветными фишками слово; заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку; назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.
3. Развитие навыка определения места звука в слове.
Речевой материал: Ребенок определяет место заданного логопедом звука и анализирует звуковую структуру слова.
Инструкция: Найди место звука. в слове; назови картинку, место звука. в слове; отбери картинки, в названии которых звук.стоит на 2 (3,4) месте; назови место звука. в словах (в ряду слов); обозначь место звука на схеме; назови «соседа справа» звука. (вариант: «сосед слева», соседей); назови, после какого звука стоит звук. (вариант: перед каким звуком); назови, обозначь между какими соседями стоит звук; составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами); проанализируй схему слова (по плану: количество звуков, 1-й звук, его характеристика, 2-й, 3-й,., последний); сравни схемы слов, подбери к ним слова по картинкам; выбери из картинок те, названия которых соответствуют данной схеме., объясни почему); разложи картинки в две группы, под схемы, им соответствующие.
Развитие фонематического синтеза.
Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».
Процедура. Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например:., потом.., затем..).
Инструкция. Назови слово, которое я загадала. Развитие фонематических представлений
Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического восприятия.
Процедура. Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание.
Инструкция: Придумай слово со звуком. : придумай слово с 3, 4, 5 звуками; отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их; подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова). Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.
1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.
2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например, из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).
3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).
4. Преобразовать слова: добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов); убирая звук: плуг-луг; угол-гол; изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор-.; переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;.составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.
5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,. (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).
6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.
7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.
8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.
© 2016, Бобряшова Елена Николаевна 2433