СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренные дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый одарённый ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.

Вообще, работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы по развитию их способностей – одна из главных задач современной школы.

Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.

Так что же такое одарённость, одарённый ребёнок?

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Иногда мы путаем одаренность и легкая обучаемость. Да, лёгкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов, далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности.

Существуют 2 крайние точки зрения:

  • "Все дети являются одаренными"
  • "Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарёнными детьми можно решить следующим образом:

  • Потенциальная одарённость присуща многим детям, т.к. каждый ребёнок талантлив по-своему;
  • Актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей; это те дети, которые талантливы особо.

Как можно распознать одарённого ребёнка, не проводя психологических тестирований и диагностик?

Признаки одарённости — это те особенности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Итак, одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
  • испытывают радость от умственного труда.

Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.

Какие типы одарённости присущи детям, обучающимся в школе?

1) В общеобразовательной школе могут быть разные типы одарённости. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

2) Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность:

умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.

    1. Особый вид одарённости — творческая одаренность. Имеются в виду не столько способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одарённость — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Нестандартность мышления приводит к не­стандартности поведения. Данный факт способствует тому, что таких детей не всегда понимают, их часто называют неудачниками.

    1. Но далеко не всякий вид одаренности находит условия для развития в школе. Например, так называемая социальная (лидерская) одарённость. По понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
    2. Рано проявившаяся одарённость в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте непосредственно к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Мы, педагоги, чаще всего сталкиваемся с одарёнными детьми в учебной деятельности, т.е. с детьми имеющими академическую и реже интеллектуальную одарённость.

Чем же отличаются одарённые дети в учебной деятельности от других детей?

ОНИ:

  1. Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
  1. Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
  1. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
  1. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жиз­ни и смерти, религии и сущности мироздания.

5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

6.Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда — постановка завышенных целей и тяжелые пе­реживания в случае невозможности их достижения.

7.Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в про­блему, подавляя любые «помехи».

8.Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.

9.Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

11.Лучше других своих сверстников способны раскрывать отноше­ния между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

12.Остро переживают несправедливость в случае нарушения мораль­но-нравственных норм и отношений.

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов: педагогов, психологов, родителей и т.д.

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.

4.

08.10.2019 21:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП