СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одарённые дети, кто они?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор Галина Монина, Мария Рузина «Ох уж эти одарённые дети»

Как ёжик искал в зеркале причину своих неудач, или как взрослым научиться взаимодействовать с одарёнными детьми

Ёжик стоял перед зеркалом и рассматривал себя. Вроде всё как у всех ежат: носик – остренький, глазки – бусинки, колючки – торчком… Четыре лапки…

Почему же мама так часто смотрит на него и сокрушенно вздыхает: «Ну почему у всех ежих ежата, как ежата, а ты… Ночью опять книжки читал под одеялом? А уроки снова не выучил. И с учительницей вчера поссорился. А уж велосипед-то зачем разобрал? Опять ракету, что ли, строишь?

Ёжик очень внимательно смотрел на своё отражение, но так и не смог увидеть, что же в нём лишнего. Или, может, чего-то не хватает?

Да, нелегко жить на свете, если ты совсем не такой, как другие. Наверное, надо срочно стать таким, как все. Только вот как? Зеркало, к сожалению, так и не подсказало ответ.

«Особый ребёнок» - тот, который отличается от своих сверстников, проявляет особенноть, инакость, или, по выражению Владимира Леви, «психологическое левшество». И в силу своей особенности, безусловно, требует особенного же подхода в воспитании и обучении.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми,

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Надо признаться, с одаренными детьми трудно и интересно одно­временно. Поскольку каждый одаренный ребенок индивидуален в своих проявлениях, то применение традиционных методов воздействия зачастую неэффективно и приводит к конфликтам, обидам, непониманию. То есть с одаренными детьми необходимы и индивидуальные методы воздействия. Да и понять индивидуальность одаренного ребенка может только одарен­ный педагог, который сам переживает те же проблемы во взаимоотноше­ниях с окружающим миром.

Могут быть выделены следующие виды одаренности:

Существует деление одаренности на четыре группы:

  • Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • Дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • Дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.) эту категорию чаще называют талантливыми;

Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность). определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами (математикой, естествознанием) используют стандартные тесты достижений.

Таким образом, одаренными чаще всего называют:

  • детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);

Креативный (творческий) тип одаренности

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Более того, учителя, несмотря на все усиливающиеся призывы к творчеству, не понимают, а в ряде случаев и недолюбливают этих учеников, так как они почти всегда очень трудны в школьной жизни: их повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями (в том числе и в быту) и авторитетами создают у учителей при работе с такими учениками большие проблемы.

Тот факт, что практически у всех творческих детей-подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен — именно так называемая не комфортность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира.

У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся, и тому есть много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать им бывает легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

Для того чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира, будь то нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

Правда, и учитель, чтобы оценить оригинальность, нешаблонность этих детей должен сам обладать, если уж не собственной креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и в работе.

У творческой одаренности много различных вариантов: есть ученики, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают ученики, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.

17.07.2017 03:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП