СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выступление на семинаре: «Активные формы взаимодействия с родителями по здоровьесбережению дошкольников» по теме: «Охраняем зрения». Приготовила и провела воспитатель МБДОУ детский сад «Снежинка» Вшивкова Л.М.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.
Зрение играет большую роль в развитии человека. Это основной источник знаний о внешнем мире, 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности (учеба, отдых, повседневная жизнь) необходимо хорошее зрение.
По данным НИИ гигиены и укрепления здоровья детей за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Первое место занимают заболевания костно-мышечной системы (плоскостопие, нарушения осанки, второе – нервно-психические расстройства, болезни органов пищеварения и дыхания и, в том числе, аномалии развития зрения.
Основными причинами роста заболеваемости органов зрения у детей считают:
• малоподвижный образ жизни,
• несбалансированность питания,
• недостатки в системе здравоохранения,
• огромные нагрузки на глаза, которые испытывает ребенок в результате обрушившейся на него информации (раннее обучение чтению, многочасовой просмотр телевизора, компьютерные игры, чрезмерное использование телефонов, планшетов и т. д.).
Поэтому в наш век бурных информационных технологий глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.
Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения является гимнастика для глаз, целью которой является:
• предупреждение утомления,
• укрепление глазных мышц,
• снятие напряжения,.
Основные требования к проведению гимнастики для глаз:
• Проводить упражнения для глаз необходимо уже с 2-х лет.
• Выполнять их следует регулярно, 2-3 раза за день по 3-5 минут.
• Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка (то, что интересно одному, другому может показаться скучным).
• Для повышения интереса детей к данной деятельности гимнастику лучше проводить в игровой форме.
• Нагрузка постепенно увеличивается за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений.
• Не следует превращать тренинги в надоедливую и скучную «обязаловку». Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, превратив её в игру, а затем - в привычку играть.
. Упражнения для глаз можно включать в утреннюю гимнастику, в структуру занятий, связанных со зрительным напряжением. Упражнения проводятся в середине занятия, на 7-10-й минуте. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
Виды зрительной гимнастики:
• по использованию художественного слова гимнастику для глаз можно разделить на 2 вида: по словесным указаниям без стихотворного сопровождения и в стихотворной форме;
• по использованию дополнительных атрибутов можно выделить 4 вида:
- без атрибутов (оборудование не используется);
- с предметами (например, с игрушками или расположенными на стенах картинками);
- с использованием специальных полей (на плакатах изображаются какие-либо цветные фигуры или причудливо перекрещенные линии разных цветов);
- с использованием ИКТ (специальные программы, мультимедийные презентации).
Наиболее интересна детям гимнастика для глаз, в ходе которой используются задания в стихотворной форме.
Вызывают интерес движения глаз по различным дорожкам (прямым, зигзагообразным и т. д., задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы. Для поддержания интереса детей используется гимнастика с яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Хорошую, большую амплитуду движений глаз удаётся получить, используя «бегущие огни», расположенные на стене или применив прослеживание взора за движением огонька от фонарика, звёздочки от лазерной указки и других мигающих игрушек (показать фонарик).
Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.
А сейчас предлагаем вам выполнить несколько простых упражнений для глаз:
При проведении зрительной гимнастики рекомендуется выполнение
следующих условий: 1. Фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз. При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать правила: — всегда снимать очки; — сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их; — следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным; — сосредоточить все внимание на глазах; — после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Пальминг является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи. 1. Потереть ладони друг о дружку. Закрыть веки, затем закрыть глаза ладонями. «Смотреть» до упора вправо и влево, не открывая при этом глаза. Повторить упражнение 10-15 раз. 2. Точно так же, как в первом упражнении, «смотреть» с закрытыми веками, но на этот раз по диагонали, по правой и по левой. Упражнение повторить 10-15 раз. 3. Теперь «смотрим» вверх-вниз. Упражнение повторить 15-20 раз. 4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну. затем - в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону. 5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони.Продолжительность упражнения - две - три минуты. 6. Веки глаз закрыты. Мягко «постучать» по бровям указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Продолжительность упражнения - 1 -2 минуты. Все вышеперечисленные упражнения улучшают кровообращение глаз, тем самым, делая их здоровее и выносливее. 1Рисование с помощью взгляда. Очертить взглядом геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
2. Рассмотреть окружающую обстановку через «подзорную трубу» сложенную из пальцев рук, через отверстие на листе бумаги.
3. Упражнение «Зонтик».
Зонтик у меня цветной
Ярко - желтый, голубой
Осенний ветер засвистел
Зонтик в небо полетел
Выше – выше – высоко…
Дальше – дальше – далеко…
Кружит – кружит зонт цветной
Ярко – желтый, голубой. -
Прослеживание глазами за движением зонтика по волнистой линии.
Прослеживание глазами вверх – вниз.
Прослеживание глазами вправо – влево.
Прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны.
Еще одним несложным упражнением будет простой «самолетик» – вращайте бумажную игрушку у него перед глазами с тем, чтобы он следил за ней, при этом постарайтесь, чтобы голова была неподвижна, работали только глаза.
Методика В.Ф. Базарного. Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.
Физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятии.
На специальную палку-указку прикрепляется (вставляется в прорезь) любая картинка, за которой дети следят глазами.
Физкультминутка. Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу офтальмотренажёра) Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по синему овалу офтальмотренажёра ) Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по короткой полоске офтальмотренажёра ) Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) Предлагаем детям посмотреть, как бабочка летит по красному овалу (водим указкой по красному овалу).
Потом она полетела по синему овалу ( водим указкой по синему овалу).
Затем бабочка начала порхать по длинной жёлтой дорожке, и т.д.
Дети пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно. Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
«Бабочка» – также простое и увлекательное для ребенка упражнение: покажите ему, как она машет крылышками, и пусть малыш скопирует ее движения ресницами. Тренажеры «Бабочка», Маршруты глаз» для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.
.
Тренажер «Бабочка». Дети рассматривают предмет на расстоянии 15 см на уровне глаз, который двигается вправо-влево; длительность 20-30 сек., голову не поворачивать (показать тренажер).
Тренажер «Непослушные глазки». Ребенок надевает тренажер на палец и следит глазами за движениями руки вправо-влево; вверх-вниз (показать тренажер).
Занимаясь с ребенком подобным образом с самого раннего детства, вы поможете вашему малышу сохранить зрение и справиться с будущими школьными нагрузками.
Тренажер «Непослушные глазки».
Ребенок надевает тренажер на палец и следит глазами за движениями руки вправо-влево; вверх-вниз
Тренажер «Бабочка»
Дети рассматривают предмет на расстоянии 15 см на уровне глаз, который двигается вправо-влево; длительность 20-30 сек., голову не поворачивать.
Методика В.Ф. Базарного.
Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.
Картотека гимнастики для глаз
Комплекс 1.
Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).
Комплекс 2.
Способствует снятию утомления, улучшения кровообращения, расслаблению мышц глаза(и.п. – стоя).
Комплекс 3.
Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).
Комплекс 4.
Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).
Комплекс 5.
Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Комплекс 6.
Комплекс 7.
Комплекс 8.
Комплекс 9.
Комплекс10-Указательными пальцами поделать
Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).
1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).
А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.
2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.
3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.
4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза
Комплекс 11.
"Дождик"
Дождик, дождик, пуще лей.
Смотрят вверх.
Капай, капель не жалей.
Смотрят вниз.
Только нас не замочи.
Делают круговые движения глазами.
Зря в окошко не стучи
Комплекс 12.
"Ветер"
Ветер дует нам в лицо.
Часто моргают веками.
Закачалось деревцо.
Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише.
Медленно приседают, опуская глаза вниз.
Деревца все выше, выше.
Встают и глаза поднимают вверх.
Комплекс 13.
"Рисование носом"
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
Комплекс 14.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
Комплекс 15.
"Снежинки"
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Комплекс 16.
Лучик солнца
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Моргают глазами.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Делают круговые движения глазами.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Отводят взгляд влево.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
Отводят взгляд вправо.
Комплекс 17.
Бег по дорожкам.
Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.
© 2016, Вшивкова Людмила Михайловна 798