© 2023, Горбачева Анна Владимировна 2521
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
К операциям мышления следует отнести следующие: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. На уровне чувственного познания невозможно определить сущность вещей, их внутреннее строение. Преодолеть границы непосредственного чувственного познания человеку позволил переход к мышлению. Мышление представляет собой более высокий и качественно новый уровень познания — рационального. С помощью мышления человек переходит от непосредственного отражения единичных предметов или явлений действительности к её опосредствованному отражению. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей, отношений и свойств. Это проникновение осуществляется при помощи операций анализа и синтеза. Анализ — логическая операция расчленения сложного предмета на элементы с последующим выяснением связей, существующих между этими элементами в составе сложного целого. Результатом анализа становится познание строения или структуры сложно устроенного объекта. Синтез — это логическая операция, противоположная анализу. Она заключается в соединении элементов или частей друг с другом в единое целое с последующим изучением свойств образованного таким образом целого. Анализ и синтез обычно дополняют друг друга и осуществляются вместе. «Анализ и синтез, — писал С.Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-либо чувственного свойства объекта, до этого момента времени должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное». Теоретический и практический, абстрактный и образный интеллект в своём формировании напрямую связаны с совершенствованием логических операций анализа и синтеза. Различают два основных вида аналитико-синтетических операций: можно мысленно разлагать (и соединять) сам предмет, явление на составные части, и можно мысленно выделять в них те или иные признаки, свойства, качества. Анализ и синтез как основные мыслительные операции присущи всем людям. Однако у разных людей в силу особенности их психики может преобладать склонность либо к анализу, либо к синтезу. Люди аналитического склада ума делают упор на частных явлениях, деталях. Их больше интересуют тонкости того или иного явления. Те, у которых преобладает склонность к синтетической деятельности, прежде всего, стремятся сформулировать общее представление о предмете, схватить закономерность, целое. При этом они часто не углубляются в суть вещей, довольствуются поверхностными представлениями. Идеалом же является гармоничное сочетание способности как к анализу, так и к синтезу. Анализ и синтез лежат в основе такой важной мыслительной операции, как сравнение. Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Оно позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения. Сравнивая предметы, их свойства и качества, человек находит в них как различия, так и сходное, тем самым углубляется в познании этих предметов или явлений.
Еще более сложной стороной мыслительной деятельности являются мыслительные операции — абстрагирование и обобщение. Абстрагирование — мысленное отвлечение от различных сторон и свойств предмета с целью выделения одного какого-либо свойства или признака в качестве существенного. Обобщение — объединение предметов по какому-либо признаку. Конкретизация — применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах. Говоря об операциях мышления, мы не можем не остановиться на их значении в образовании главной логической формы, на основе которой осуществляется мышление — понятия. Понятие — это форма мысли, выражающая общие и существенные признаки объектов, всегда выражается словом. Осуществляя процесс мышления, человек в сознании целенаправленно сопоставляет разные предметы, которые отнюдь не всегда непосредственно взаимодействуют друг с другом. Он сравнивает их, уподобляет друг другу в каком-либо определённом отношении, оставляя в стороне те отношения и связи, которые в данный момент его не интересуют. Например, красная роза и красная ткань — предметы во многих отношениях разные, но, когда существенным признаком является цвет, человек отвлекается от других свойств данных предметов, выявляет у них это общее. Красное в данном случае — понятие, отражающее общее и существенное свойство некоторых чувственно наблюдаемых вещей, отличающее его от иных иначе окрашенных материалов. Когда же человек фиксирует не только различия красных, желтых, зеленых и т.д. предметов, но их сходство, общность, то на первый план выступает их свойство цвета — быть так или иначе окрашенными. На этой основе формируется понятие «цвет», имеющее еще более общий характер и общую связь.
Понятия играют важную роль в научном познании. Каждая наука представляет собой определенную систему понятий. Благодаря им человек глубже познает окружающий мир в существенных связях и отношениях.
В первой главе мы обратились к исследованиям развития мыслительных операций анализа и синтеза. Исследованием мышления занимались следующие ученые: Ф. Гальтон, Л. Термен, Ч. Спирмен, Л.С. Выготский, К.К. Платонов, Г.Г. Голубев.
Также мы рассматривали мышление как познавательный процесс, его операции. Понятие «мышление» является объектом многочисленных исследований психологии и педагогики, проблема развития мыслительных операция анализа и синтеза проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе. Мышление представляет собой более высокий и качественно новый уровень познания — рационального. С помощью мышления человек переходит от непосредственного отражения единичных предметов или явлений действительности к её опосредствованному отражению. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей, отношений и свойств. Это проникновение осуществляется при помощи операций анализа и синтеза.
Анализ — логическая операция расчленения сложного предмета на элементы с последующим выяснением связей, существующих между этими элементами в составе сложного целого. Синтез — это логическая операция, заключающаяся в соединении элементов или частей друг с другом в единое целое с последующим изучением свойств образованного таким образом целого.
Сравнение — выявление сходства и различий между предметами. Оно позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения. Обобщение — объединение предметов по какому-либо признаку.
Абстрагирование — мысленное отвлечение от различных сторон и свойств предмета с целью выделения одного какого-либо свойства или признака в качестве существенного. Конкретизация — применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.
Операции мышления являются взаимозависимыми, каждая из парных мыслительных операций имеет смысл только во взаимосвязи с другой: анализ с синтезом, сравнение с обобщением, абстрагирование с конкретизацией. На основе анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения образуется главная логическая форма, на основе которой осуществляется мышление — понятие.
© 2023, Горбачева Анна Владимировна 2521