© 2020, Осипова Ольга Валерьевна 149
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.
В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (формулы химических соединений и записи химических реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.
В нашем метапредметном курсе на изучение понятие «Знак» отведено 8 часов. Каждый урок имеет ряд практических заданий, направленных на работу с понятием «Знак» с точки зрения гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Данное понятие также рассмотрено в рамках точных наук и предметов художественно-эстетического цикла. Это обусловлено профильным обучением в лицее. В статье представлены задания, которые согласно проведенному в конце курса анкетированию, получили максимально высокую оценку у учащихся седьмых классов.
Задание 1 «Группировка и систематизация»
Цель: научить выделять главное, систематизировать информацию.
УУД: познавательные:
коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей.
Ход работы:
Учащимся предлагаются картинки с различными знаками, необходимо сгруппировать знаки и объяснить, по какому принципу они сгруппированы. Работа происходит в команде (5-7 человек). На выполнение задания дается 7 минут. В конце работы каждая команда представляет свою классификацию.
Примеры знаков для задания (примеры приведены в отдельном документе)
Задание 2 «Треугольник Фреге»
Цель — познакомить учеников со структурой знака, научить давать определение понятиям.
УУД:
знаково-символические действия : моделирование и преобразование модели.
Ход работы:
Учащимся предлагается заполнить недостающие вершины треугольника по образцу (образец в отдельном документе). Одна вершина треугольника обозначена на рисунке (например, дано определение), на второй вершине необходимо написать понятие, а на третьей — нарисовать образ (сам предмет).
Командам понравилось угадывать понятия и давать определение. После урока ученики рассказали о том, что с помощью семантического треугольника они лучше стали запоминать понятия и теперь активно применяют треугольник на разных предметах. Вывод: детальное рассмотрение явления или объекта ведет к их более точному и полному понимаю, что необходимо на любом предмете.
Задание 3 «Кодирование и декодирование»
Цель — сравнить различные знаковые системы
УУД: познавательные:
коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей.
Ход работы: Командам были предложены 3 предложения (ниже приведен пример для одной из команд):
Два плюс два равно четыре. Я не люблю яблоки. Возьми мою любимую книгу и прочитай ее.
Каждая команда должна была передать смысл всех трех предложений, используя сначала математические знаки, затем образы (рисовать картины), а в конце лексические единицы другого языка (в нашем случае — английского). Первое предложение было легко передать с помощью математических знаков: 2+2=4. Второе ученикам удалось передать при помощи картины, а с третьим предложением они справились только при помощи языковой знаковой системы. Ученики сделали вывод о том, что язык — это универсальная знаковая система, так как способна точно передать смысл всех трех предложений, однако другие знаковые системы также необходимы, так как передают информацию более сжато и кратко (математическая) или ярко и образно (картина). Каждая команда составила список преимуществ и недостатков рассмотренных выше знаковых систем. По словам учащихся задание наглядно показало им, как использовать знаковые системы для представления информации в удобной и понятной форме.
Учащиеся отметили, что в дальнейшем полученные знания они будут применять для написания исследовательской или проектной работы.
Вывод по работе:
Модульный курс «Знак» позволил ученикам не только освоить базовые понятия по теме, но и овладеть необходимыми умениями для написания проектной или исследовательской работы, а также способствовал формированию различных видов УУД.
© 2020, Осипова Ольга Валерьевна 149