СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Заглавная буква в начале предложения.
Начало предложения пишется с большой буквы.
а) Мальчики играли во дворе.
б) придумай и напиши еще 1 предложения, выдели заглавную букву.
Заглавная буква в имени собственном.
Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
а) Марина, Днепр, Донецк
б) напиши 3 различных имени собственных, выдели заглавную букву.
а) ворона
б) пропиши строчку слова, в котором сделал ошибку, вспомни и запиши еще 3 слова с этой орфограммой.
ЧА - ЩА
Ча - ща пиши с буквой А
а) чашка, роща
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели
Чу - щу пиши с буквой У.
а) учу, щука
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели
Жи -ши пиши с буквой И.
а) карандаши, живет
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели.
а) лось, мальчик
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, подчеркни Ь-м и согласную, мягкость которой он обозначает.
Чк – чн; чт – нч; щн – нщ;зд – зн; сн; пиши без мягкого знака
а) ручка, ночной, песня
б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
а) моря – море б) запиши проверочные слова,
Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.
а) пенал, пилот
б) запиши 3 раза слово, в котором ошибся, выдели орфограмму; придумай и запиши 1-2 однокоренных слова
б) запиши слово, в котором ошибся, выдели орфограмму, напиши проверочные слова, правильно оформляй работу.
Предлоги пишутся отдельно от слов. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
а) Сосна росла у берега. Сосна росла у самого берега.
б) Придумай и запиши еще 3 слова с предлогами.
Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.
а) к нему, с ним, ко мне.
б) написать еще 3 слова на это правило
Союзы пишутся отдельно от слова.
а) ручка и карандаш
б) запиши 3 слова, с соединительными союзами
Ь-р показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Ь-р пишется после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.
а) платье
б) запиши 3 слова с Ь-р, подчеркни три буквы - согласную, Ь-р, гласную.
16. Разделительный Ъ
Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я.
а) подъём, объяснение, предъюбилейный, съезд
б) придумай и запиши 3 слова с Ъ, выдели приставку, подчеркни гласную.
17. Двойная согласная (мм, нн, жж, сс и др.)
а) класс, Анна
б) пропиши 3 раза слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокоренных слова
18. Непроизносимые согласные
1)В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.
а) честный - честь солнце - солнышко
звездный - звезда здравствуй - здоровье
б) запиши 3 слова, с этой орфограммой, подбери проверочные слова, о
19. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.
Вот наиболее часто встречающиеся слова - запомни их:
Не чудесно, не прекрасно.
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно
В словах «вкусный», «интересный»
а) чудесный - чудесен
б) вспомни и запиши еще 2-3 таких слова и 2-3 слова с непроизносимой согласной, проверь, правильно выдели орфограмму
20. В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВ непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.
а) лестница
б) пропиши слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокореннные слова.
21. Ь после шипящих в именах существительных женского рода.
В именах существительных женского рода в именительном падеже
конце слова после шипящих пишется Ь.
а) мышь дочь
б) придумай и запиши 3 существительных женского рода
22. Ь после шипящих в именах существительных мужского рода.
В именах сущ. муж. рода с шипящим звуком на конце Ь знак не пишется.
м.р. м.р. м.р. м.р.
а) луч, меч, плащ, врач
б) придумай и напиши еще 3 слова на это правило.
23. Приставки
1).Приставки со словами пишутся слитно.
а) полетел, забегал
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
2) Приставки с гласной: о- до-, о-, об-, обо-, от-, ото- по-, под-, подо-, про-. а)облетел, подошёл
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
3) Приставки с гласной - а- : за-, на-, над-.
а) нарезал, залил
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
4) Приставки – раз-, из-, без- пишутся, если корень начинается со звонкого согласного.
а) издать, разбить
б)придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
5) Приставки - рас-, ис-, бес -пишутся, если корень начинается с глухого согласного.
а) растаять, исписать
б)придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
6) Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от звучания.
Приставки з- не бывает!
а) сделать, сбежать, смотать
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
24. Не с глаголами.
Не с глаголами пишется раздельно.
а) не знал, не учил, не пилил
б) напиши еще 3 слова на это правило
25. Пропуск, замена, перестановка букв.
Перепиши слово 3 раза.
26. Переписать предложение, выполнить задание.
а). ? !
б) Разбор по членам предложения.
Дети поехали в лагерь.
в) Разбор по частям речи.
сущ. гл. п. сущ.
Дети поехали в лагерь.
г) Предложение с однородными членами.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
27. Правописание окончаний.
1) имен существительных
на опушке - опушка, сущ., I скл., П. п.
к лесу (какому?) дальнему - ед.ч., м.р., Д.п.
пишет - писать, I спр. (е-ут-ют)
ставит - ставить, II спр., (и-ат-ят)
видит - исключение, II спр., (и-ат- ят)
28. Родовые безударные окончания глаголов. Если глагол прошедшего времени ед. ч. муж. р., то пиши окончание, если ж.р., то пиши окончание –а,
если ср. р., то пиши окончание – о. Если глагол прошедшего времени множественного числа, то пиши окончание –и.
29. Ь на конце глаголов.
На конце глаголов настоящего и будущего времени единственного числа 2-го лица пишется Ь.
а) пишешь, рисуешь, поешь, думаешь
б) написать еще 3 слова на это правило.
30. Неопределенная форма глагола.
а) Что делать ? учиться, умываться, брызгаться.
б) написать еще 3 слова на это правило.
31. Написание букв о – ё после шипящих в окончаниях глаголов.
Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.
а) стрижём, печём
б) написать еще 3 слова на это правило.
32. Написание суффиксов – ик -, - ек-.
1)Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нем сохраняется, не выпадает: столик - столика
а) столик, ключик
б) написать еще 3 слова на это правило.
2)Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: замочек- замочка
а) замочек, сыночек
б) написать еще 3 слова на это правило.
33. Написание соединительных гласных в сложных словах.
Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы - о -, - е -.
а) пароход, мышеловка
34. Написание буквы -о-, -ё- после шипящих в корне слова.
1) После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится.
а) пчёлы - пчела
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
2) Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о:
а) шорты, шорох
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
35. Обозначение звука [ы] после звука [ц].
1) в корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и.
а) цирк, цифра.
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
2)Слова- исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках.
Перепиши слово 3 раза.
3)В окончаниях после ц пишется буква ы.
а) огурцы, певицы
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
4)в словах на –ция пишется буква и.
а) милиция, акация
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
36. Написание суффикса – ок- в именах существительных.
Суффикс –ок- всегда под ударением.
а) сверчок, жучок
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.
1) В именах существительных муж. рода пишется суффикс –ец-.
а) братец, красавец
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
2) В именах существительных жен. рода пишется суффикс иц-.
а) девица, красавица
б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой
3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица.
а) сестрица – сестричка, лисица- лисичка
б) запиши проверочное слово
4) В остальных случаях пишется сочетание–ечк-.
а) дочка- дочечка, чашка – чашечка б) запиши проверочное слово
38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.
1) Сочетание –инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.
а) вершина – вершинка, трещина - трещинка
б) запиши проверочное слово
2) Сочетание –енк- пишется в словах, образованных от слов на –на, -ня .
а) вишня-вишенка, сосна-сосенка б) запиши проверочное слово
39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и ц.
В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е.
а) свечо'й – ту'чей, карандашо'м -ду'шем
б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
40. Перенос слов.
1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.
Нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.
Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.
3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.
4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.
6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согл., стоящие между гласн. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.
9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных
10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,
например: КЗоТ, ТУ-104.
11) Многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможны варианты переносов:
шу-мный, шум-ный; дет-ский, детс-кий; лов-кий, ло-вкий;
класс-ный, клас-сный; дерз-кий, дер-зкий, дерзкий; бит-ва, би-тва;
род-ство, родст-во, родс-тво; скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.
12) Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:
и т.п., и пр., т.е. ж.д., о-во.
14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью
прерванной прямой речи.
15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открывающие кавычки.
Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.
© 2017, Лукаш Наталья Витальевна 16545