СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфограммы по русскому языку для начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заглавная буква в начале предложения.

Начало предложения пишется с большой буквы.

а) Мальчики играли во дворе.

б) придумай и напиши еще 1 предложения, выдели заглавную букву.

Заглавная буква в имени собственном.

Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

а) Марина, Днепр, Донецк

б) напиши 3 различных имени собственных, выдели заглавную букву.

  1. - ОРО -

а) ворона

б) пропиши строчку слова, в котором сделал ошибку, вспомни и запиши еще 3 слова с этой орфограммой.

ЧА - ЩА

Ча - ща пиши с буквой А

а) чашка, роща

б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели

  1. ЧУ - ЩУ

Чу - щу пиши с буквой У.

а) учу, щука

б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели

  1. ЖИ - ШИ

Жи -ши пиши с буквой И.

а) карандаши, живет

б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели.

  1. Ь, обозначающий мягкость согласных (ь-м)

а) лось, мальчик

б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, подчеркни Ь-м и согласную, мягкость которой он обозначает.

  1. ЧК – ЧН; ЧТ-НЧ; ЩН- НЩ; ЗД – ЗН; СН

Чк – чн; чт – нч; щн – нщ;зд – зн; сн; пиши без мягкого знака

а) ручка, ночной, песня

б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели

  1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я)

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

а) моря – море б) запиши проверочные слова,

  1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.

а) пенал, пилот

б) запиши 3 раза слово, в котором ошибся, выдели орфограмму; придумай и запиши 1-2 однокоренных слова

  1. Парная по глухости - звонкости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) Чтобы проверить парную по глухости - звонкости надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная
  2. а) завод – заводы, лес - лесной

б) запиши слово, в котором ошибся, выдели орфограмму, напиши проверочные слова, правильно оформляй работу.

  1. Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у и др.)

Предлоги пишутся отдельно от слов. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

а) Сосна росла у берега. Сосна росла у самого берега.

б) Придумай и запиши еще 3 слова с предлогами.

  1. Предлоги с местоимениями.

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

а) к нему, с ним, ко мне.

б) написать еще 3 слова на это правило

  1. Союзы (а, и, но, да)

Союзы пишутся отдельно от слова.

а) ручка и карандаш

б) запиши 3 слова, с соединительными союзами

  1. Ь - разделительный (ь-р)

Ь-р показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Ь-р пишется после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

а) платье

б) запиши 3 слова с Ь-р, подчеркни три буквы - согласную, Ь-р, гласную.

16. Разделительный Ъ

Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я.

а) подъём, объяснение, предъюбилейный, съезд

б) придумай и запиши 3 слова с Ъ, выдели приставку, подчеркни гласную.

17. Двойная согласная (мм, нн, жж, сс и др.)

а) класс, Анна

б) пропиши 3 раза слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокоренных слова

18. Непроизносимые согласные

1)В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.

а) честный - честь солнце - солнышко

звездный - звезда здравствуй - здоровье

б) запиши 3 слова, с этой орфограммой, подбери проверочные слова, о

19. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Вот наиболее часто встречающиеся слова - запомни их:

Не чудесно, не прекрасно.

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно

В словах «вкусный», «интересный»

а) чудесный - чудесен

б) вспомни и запиши еще 2-3 таких слова и 2-3 слова с непроизносимой согласной, проверь, правильно выдели орфограмму

20. В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВ непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.

а) лестница

б) пропиши слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокореннные слова.

21. Ь после шипящих в именах существительных женского рода.

В именах существительных женского рода в именительном падеже

конце слова после шипящих пишется Ь.

а) мышь дочь

б) придумай и запиши 3 существительных женского рода

22. Ь после шипящих в именах существительных мужского рода.

В именах сущ. муж. рода с шипящим звуком на конце Ь знак не пишется.

м.р. м.р. м.р. м.р.

а) луч, меч, плащ, врач

б) придумай и напиши еще 3 слова на это правило.

23. Приставки

1).Приставки со словами пишутся слитно.

а) полетел, забегал

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2) Приставки с гласной: о- до-, о-, об-, обо-, от-, ото- по-, под-, подо-, про-. а)облетел, подошёл

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

3) Приставки с гласной - а- : за-, на-, над-.

а) нарезал, залил

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

4) Приставки – раз-, из-, без- пишутся, если корень начинается со звонкого согласного.

а) издать, разбить

б)придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

5) Приставки - рас-, ис-, бес -пишутся, если корень начинается с глухого согласного.

а) растаять, исписать

б)придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

6) Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от звучания.

Приставки з- не бывает!

а) сделать, сбежать, смотать

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

24. Не с глаголами.

Не с глаголами пишется раздельно.

а) не знал, не учил, не пилил

б) напиши еще 3 слова на это правило

25. Пропуск, замена, перестановка букв.

Перепиши слово 3 раза.

26. Переписать предложение, выполнить задание.

а). ? !

б) Разбор по членам предложения.

Дети поехали в лагерь.

в) Разбор по частям речи.

сущ. гл. п. сущ.

Дети поехали в лагерь.

г) Предложение с однородными членами.

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

27. Правописание окончаний.

1) имен существительных

на опушке - опушка, сущ., I скл., П. п.

  1. имен прилагательных

к лесу (какому?) дальнему - ед.ч., м.р., Д.п.

  1. личных окончаний глаголов.

пишет - писать, I спр. (е-ут-ют)

ставит - ставить, II спр., (и-ат-ят)

видит - исключение, II спр., (и-ат- ят)

28. Родовые безударные окончания глаголов. Если глагол прошедшего времени ед. ч. муж. р., то пиши окончание, если ж.р., то пиши окончание –а,

если ср. р., то пиши окончание – о. Если глагол прошедшего времени множественного числа, то пиши окончание –и.

29. Ь на конце глаголов.

На конце глаголов настоящего и будущего времени единственного числа 2-го лица пишется Ь.

а) пишешь, рисуешь, поешь, думаешь

б) написать еще 3 слова на это правило.

30. Неопределенная форма глагола.

а) Что делать ? учиться, умываться, брызгаться.

б) написать еще 3 слова на это правило.

31. Написание букв о – ё после шипящих в окончаниях глаголов.

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.

а) стрижём, печём

б) написать еще 3 слова на это правило.

32. Написание суффиксовик -, - ек-.

1)Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нем сохраняется, не выпадает: столик - столика

а) столик, ключик

б) написать еще 3 слова на это правило.

2)Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: замочек- замочка

а) замочек, сыночек

б) написать еще 3 слова на это правило.

33. Написание соединительных гласных в сложных словах.

Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы - о -, - е -.

а) пароход, мышеловка

34. Написание буквы -о-, -ё- после шипящих в корне слова.

1) После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится.

а) пчёлы - пчела

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2) Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о:

а) шорты, шорох

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

35. Обозначение звука [ы] после звука [ц].

1) в корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и.

а) цирк, цифра.

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2)Слова- исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках.

Перепиши слово 3 раза.

3)В окончаниях после ц пишется буква ы.

а) огурцы, певицы

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

4)в словах на –ция пишется буква и.

а) милиция, акация

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

36. Написание суффикса – ок- в именах существительных.

Суффикс –ок- всегда под ударением.

а) сверчок, жучок

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

37. Написание суффикса –ец- и –иц- и сочетания – ичк- и –ечк-.

1) В именах существительных муж. рода пишется суффикс –ец-.

а) братец, красавец

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2) В именах существительных жен. рода пишется суффикс иц-.

а) девица, красавица

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

3) Сочетание –ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица.

а) сестрица – сестричка, лисица- лисичка

б) запиши проверочное слово

4) В остальных случаях пишется сочетание–ечк-.

а) дочка- дочечка, чашка – чашечка б) запиши проверочное слово

38. Написание сочетаний –инк-, -енк-.

1) Сочетание –инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин- и окончанием и окончанием –а.

а) вершина – вершинка, трещина - трещинка

б) запиши проверочное слово

2) Сочетание –енк- пишется в словах, образованных от слов на –на, -ня .

а) вишня-вишенка, сосна-сосенка б) запиши проверочное слово

39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е.

а) свечо'йту'чей, карандашо'м -ду'шем

б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

40. Перенос слов.

1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.

3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.

4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.

6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согл., стоящие между гласн. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.

9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных

10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,

например: КЗоТ, ТУ-104.

11) Многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможны варианты переносов:

шу-мный, шум-ный; дет-ский, детс-кий; лов-кий, ло-вкий;

класс-ный, клас-сный; дерз-кий, дер-зкий, дерзкий; бит-ва, би-тва;

род-ство, родст-во, родс-тво; скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий

кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.

12) Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:

и т.п., и пр., т.е. ж.д., о-во.

14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью

прерванной прямой речи.

15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открывающие кавычки.

Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.

30.08.2017 23:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!