СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Понятие об орфограмме. Типы орфограмм в начальной школе
При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Существуют разные определения понятия “орфограмма”.
Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.
Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный.
Теоретическую основу обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;
- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.
Знания типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогает ученику в отыскивании орфограммы, придают поиску определенность.
Общими опознавательными признаками орфограмм являются:
1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
Обычно принято считать, что главный признак орфограммы - это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под диктовку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.
2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним:
3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие - в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка.
Важнейшие орфограммы, изучаемые в начальной школе.
№ п/п |
Название орфограммы |
Опознавательные признаки (общие и частные) |
|
1 |
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые) |
а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове |
|
2 |
Звонкие и глухие со-гласные |
а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным) |
|
3 |
Непроизносимые со-гласные |
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове |
|
4 |
Разделительный ь |
наличие звука [Ц] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё |
|
5 |
Разделительный ъ |
а) наличие звука[ Ц] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня |
|
6 |
Раздельное написание предлогов, слитное на-писание приставок |
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению |
|
7 |
Заглавная буква в именах собственных |
а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя |
|
8 |
Заглавная буква в начале предложения |
а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово |
|
9 |
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу |
наличие в слове сочетаний |
|
10 |
ь на конце имен суще-ствительных после шипящих |
а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский |
|
11 |
Безударные окончания имен существительных |
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное |
|
12 |
Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его |
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное |
|
13 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний - ут - ют, - ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или будущее |
|
Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:
1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
2) орфографическое поле, необходимое для проверки;
3) опознавательные признаки данной орфограммы;
4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.
© 2020, Гоголева Елена Ивановна 7426