СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Гигиеническое обучение и воспитание способствуют появлению таких форм поведения, которые поддерживали бы состояние равновесия между организмом и природно-социальной средой. Для сохранения этого равновесия в современных условиях необходимо направить усилия на пропаганду профилактики последствий отрицательных воздействий социально-гигиенических факторов. Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний по охране зрения и навыков правильной посадки за партой несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости. Кроме этого, для сохранения здоровья необходимо научить детей соблюдать режим дня.
В гигиеническом обучении и воспитании школьников немаловажную роль играет внеклассная работа, проводимая в группе продленного дня, т.к. она способствует повторению, углублению и закреплению гигиенических знаний и навыков, полученных на уроках. Этому будут способствовать такие формы работы, как выпуск газет, оформление уголков здоровья, проведение лекций и бесед на клубных часах, просмотр кинофильмов. Во внеклассной и внешкольной работе по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся принимают участие, как педагоги, так и медицинские работники. Наибольшую популярность в современной школе приобретает такая форма работы, как проведение уроков здоровья, экскурсий, олимпиад и викторин на гигиенические и медицинские темы.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми и хорошо развитыми физически. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях существующим возрастным нормам, которые способствуют благоприятному общему развитию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Такое несоответствие часто встречается у детей школьного возраста и приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что двигательная активность резко уменьшается с началом обучения в школе. Движения, подвижные игры на воздухе, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач повышения двигательной активности, если будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка (рекомендации СанПин 2.4.2. 1178-02 о примерном объеме двигательной активности обучающихся в разделе «Требования к режиму общеобразовательного процесса»).
Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.
Оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, она реализуется всегда в сочетании с разнообразными видами деятельности: познавательной, художественной, спортивной, в общении и творчестве.
Прогулка – это занятие на воздухе, в тесном общении с природой, с людьми на улицах, друг с другом, с воспитателем в иной, более естественной обстановке. Структура и виды прогулок представлены в приложении 4.
Проведение подвижных игр возможно не только во время прогулки, но и в группе. В любом случае игры должны быть подобраны в соответствии с интересами детей, с их возрастными особенностями, программой по физической культуре. Полезно в группе иметь картотеку игр, предназначенных для улицы или закрытого помещения.
Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Введение в структуру самоподготовки физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
Спортивный час не должен повторять содержание и методику уроков физической культуры.
Его цель: повышать общую физическую подготовку, снимать усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызывать у каждого из детей устойчивый интерес к какому-либо виду спорта, давать навыки закаливания, овладевать оздоровительными физическими упражнениями для занятий дома. Структура спортивного часа представлена в приложении 5.
Особую актуальность обретает организация досуга в системе школьного продленного дня как активного, деятельностного наполнения свободного времени школьников. Досуг учащихся в самом широком смысле – это пространство, время, ниша жизнедеятельности и содержание занятий, которые выходят за пределы учебной деятельности. Коллективная многоликая по содержанию досуговая деятельность учащихся в группе продленного дня накапливается в нескольких ведущих направлениях - отдельных видах занятий. Их определение и разработка программного обеспечения – плод общих усилий педагога, родителей и детей, осуществляемый с учетом нормативных документов и рекомендаций, особенностей образовательного учреждения.
Основное требование к внеурочной работе в группе продленного дня заключается в том, чтобы избранные направления деятельности обеспечивались циклом занятий, исключающим их фрагментарный, эпизодический характер. Принципиальная позиция заключается в целесообразности выделения 5 основных видов воспитывающей и досуговой деятельности, каждый из них соотносится с определенным дням недели из расчета школьной пятидневки. Содержание каждого вида занятий, клубного часа планируется на весь учебный год (34 учебных недели) с гибким резервом (5-7 занятий) по выбору детей, а в перспективе создается программа на все годы обучения школьника в школе первой ступени. Таким образом, каждый вид общеразвивающего занятия, клубного часа в условия продленного дня имеет в недельном расписании, подобно урокам, свое точное место, что дает временную возможность его заранее обсуждать и готовить вместе с детьми.
Основные методические и педагогические требования к проведению внеучебных занятий, клубных часов в помещении:
- средняя продолжительность занятия, клубного часа 20-25 минут; такой временной регламент связан с местом занятия, клубного часа в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке;
- не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности;
- создавать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых;
- обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения;
- выстраивать каждое занятие, клубный час как вид коллективной деятельности;
- без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников;
- всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия, клубного часа;
- умело организовать психологический настрой на занятии, клубном часе, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события;
- привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, клубного часа, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла;
- гибко выстраивать структурные части занятия, клубного часа, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы;
- завершать каждое занятие, клубный час, его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника;
- давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия, клубного часа вместе с запуском недельной подготовки к нему.
Организация активного содержательного досуга в условиях школьного продленного дня в педагогическом идеале приближается к реализации принципа событийности в жизнедеятельности детей и взрослых. Что выдвигает в свою очередь дополнительные требования соответствующие досуговым ожиданиям детей и определяет характерные проявления событийного подхода при подготовке и проведении занятий, клубных часов:
1.Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.
2.Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие как: театрализация, состязательность, экспромт и импровизация, равноправный духовный контакт всех участников.
3.Яркая, неординарная формообразующая оболочка.
4.Событие выступает как значительный факт общественной и личной жизни ребенка, предполагает выход из повседневности, выполняет функцию положительной эмоциональной подзарядки.
5.Всех участников должна объединять совместно значимая цель.
6.Высокая степень мотивации участников события.
7.Высокая степень организации и самоорганизации участников.
8.Коллектив становится инструментом индивидуального развития каждого из его членов: каждый имеет пространство для творческого проявления своей индивидуальности, находит дело по душе.
Каждая группа продленного дня имеет свою «личную жизнь», основанную на общих интересах, ценностях, традициях, а также системе коллективных дел. Содержательные формы детской общественной деятельности, практикуемые в школе и переносимые в группу продленного дня, могут быть различными: детское чтение, правиловедческие, искусствоведческие, музыкальные занятия; интеллектуально-познавательные игры и клубные часы.
Активный содержательный досуг реализуется не только в коллективных, но и в индивидуальных формах. При конструировании воспитывающей среды в условиях продленного школьного режима необходимо создать условия для организации личного пространства ребенка, с максимальным учетом всего диапазона его интересов, индивидуальных предпочтений. Индивидуальный вид досуга составляет до 10% времени нахождения ребенка в группе. В эти моменты педагог не бездействует, его задача – увлечь, приобщить воспитанников к новым видам полезного и нескучного времяпрепровождения.
Для осуществления такого вида досуга нужна материальная база, ее значительную часть могут сами учащиеся. Это фонд игр и игрушек, в том числе игр-самоделок; передвижная библиотека, созданная усилиями коллектива детей и родителей; обширные фонды картотеки с описанием ребусов, головоломок, шарад, загадок и др.
Кроме условий, располагающих к активным занятиям, необходимо создать в группе территорию для личного спокойного отдыха – «тихий уголок».
Безусловно, что дети младшего школьного возраста, вовлекаясь в совместную деятельность по организации своего свободного времени, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самодеятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка, что требует от воспитателя профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка, а также владения современным воспитательным инструментарием, в частности, технологиями косвенного воспитания, коллективного творческого воспитания, педагогической поддержки.
© 2015, Озерова Елена Поликарповна 2098