СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности коррекции фонематического слуха у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушение речи у умственно отсталых школьников являются очень распространёнными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребёнка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников. Нарушения речи носят системный характер и затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи.

  1. Фонематический слух – это способность различать звуки речи; другими словами – это речевой слух. Он является частью физиологического слуха, в норме формируется с шестимесячного возраста до двух лет. Примерно началу третьего года жизни ребёнок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Для чего же нужен этот особый слух? Он необходим для верного понимания смысла сказанного. При несформировавшемся механизме речевого слуха появляются трудности различения неречевых звуков, близких по звучанию слов ( вместо «Маша» он слышит «каша», вместо «миска» – «мишка» и так далее). Различение высоты, силы, тембра голоса, различение слогов и фонем (звуков речи). Фонематическое восприятие – способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу.
  2. Впоследствии при обучении письму и чтению недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко.
  3. Работа по дифференциации фонем проводится при устранении фонематической дислексии и акустической дисграфии (на основе нарушений фонемного распознавания).

Нарушение дифференциации фонем проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.

Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный.

В большинстве случаев при фонематической дислексии и акустической дисграфии замены букв обусловлены нечёткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения. Необходимо учитывать, что совершенствование слухового различения звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребёнок звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более чётко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звуки речи.

  1. Прежде чем приступать к упражнениям, тренирующим звукоразличительный слух, необходимо заняться развитием неречевого слуха.

Неречевой слух – это восприятие журчания воды, шороха листвы, бытовых шумов, звуков музыки. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, брать в руки, ощупывать.

Ребёнку полезно выполнять такие упражнения с закрытыми глазами: анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. УПРАЖНЕНИЯ:

  1. Звуки природы Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шума дождя и леса, журчания ручья, пения птиц, голосов различных животных. Обсудите с малышом услышанные звуки: какие из них похожи, чем они отличаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.
  2. Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь. Проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.
  3. Волшебная палочка. Предложите взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребенок пусть вспомнит, чей это звук.
  4. Где позвонили? Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Ребёнок закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.
  5. Подбери картинку или игрушку! Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что вы сделали, что издало этот звук и подбирает соответствующую картинку или игрушку.
  6. Громко–тихо. Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово по–разному: а) громко, а затем тихо; б) протяжно и отрывисто; в) высоко, а через пару мгновений низко.
  7. Сказочные голоса. Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких – ни будь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

Игры на развитие фонематического слуха:

  1. Эхо Ведущий (взрослый) называет слово, а «эхо» (ребенок) повторяет то, что ему скажут. Начните с простых слов, затем переходите к трудным и длинным.
  2. Чиним испорченный телефончик! В игре участвуют от 3 до 10 детей. Первый тихо и не очень отчетливо произносит какое–либо слово соседу на ушко. Тот повторяет услышанное на ушко следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний малыш произносит его вслух. Если оно отличается от того, с которого начиналась игра, все по очереди называют услышанные слова, пытаясь «починить испорченный телефон».
  3. Путаница Прочтите ребенку шуточные предложения: Тащит мышонок в норку хлебную горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. За охотником гнались дикие двери. Принцесса надела на голову корову.

Спросите у ребёнка, что в них перепутано и какие звуки нужно исправить в словах для того, чтобы получились верные.

  1. Какими звуками отличаются? Назови предметы и животных, изображенных на картинках. Какими звуками они отличаются?
  2. Мы с вами познакомились с игровыми приёмами для успешного усвоения звуковой стороны речи. Ребёнок, который умеет слушать речь окружающих, сравнивать свою речь с речью взрослых, контролировать свою речь, который замечает недостатки в произношении, будет стараться их исправить.
26.11.2024 20:00


© 2024 75

Рекомендуем курсы ПК и ПП