СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основной симптом олигофрении - недоразвитие отвлечения и обобщения - проявляется при осмыслении литературного текста в том, что основная мысль, заключенная в тексте, те связи и отношения, которые являются центральными для понимания текста, не до конца осмысливаются умственно отсталым ребенком. Поставленную перед ним познавательную задачу ребенок решает на более низком уровне обобщения или совсем не решает, не охватывая всей задачи в целом, а руководствуется лишь отдельными фрагментами. Тенденция к фрагментарному восприятию текста наблюдается в большинстве ответов детей с интеллектуальной недостаточностью на вопросы по прочитанному. Характерна полная зависимость осмысления текста от конкретных наглядных связей. При наличии конфликта между конкретной ситуацией, описанной в тексте, и внутренней системой отношений умственно отсталый ребенок в своих суждениях не выходит за пределы конкретной ситуации. Умственно отсталые дети не могут самостоятельно понять мотивы поступков действующих лиц, замысел автора. Особые трудности в оценке мотивов действующих лиц обнаруживаются в тех случаях, когда имеется несоответствие между фактической (конкретной) стороною текста и внутренней (мотивационной).
Порядок проведения эксперимента
В качестве диагностического материала использовались тексты писательницы Р.М.Коваленко «Праздник» и «Наказание». Это небольшие рассказы, содержание которых близко детям. Являясь художественными произведениями, они несложны по форме; содержат эмоциональную лексику, но не перегружены художественными средствами. Каждый текст имеет достаточно определенный концепт, который нетрудно вычитывается.
1. Что было непонятно в тексте?
2. Почему текст так назван автором?
3. Как ты считаешь, что автор хотел, чтобы дети поняли из этого текста?
В процессе беседы задавались и дополнительные вопросы, которые определялись ходом рассуждений ребенка, а также особенностями и возможностями текста.
Затруднения, связанные с недостаточной техникой чтения, были устранены: после чтения текстов самими детьми индивидуально в 9- х классах и по ролям в 8-х и 7 а, учитель прочитывал текст сам. (Фрагмент 1)
При работе с экспериментальными материалами нас в первую очередь интересовало, насколько сформированными у детей являются приемы понимания текста, заложенные в учебную книгу.
Перейдем к анализу процесса целостного восприятия текста при первичном чтении. Ученики, читая текст вслух от начала до конца, не сопровождают чтение комментариями, вопросами, размышлениями и т.п. Мыслительная работа, которая протекает у них по ходу чтения, скрыта, не выводится в план осознавания. Проговаривание, помогает им в понимании, в то же время в процессе первичного восприятия у многих рождается негибкая установка, которая ведет к акцентированию несущественных элементов текста и, в результате, к неспособности найти концепт, даже если он выражен в тексте напрямую.
Большинство учащихся после чтения утверждают, что все было понятно, хотя дальнейшая беседа по содержанию иногда свидетельствует об обратном.
Первый рассказ « Праздник».
Смысл в основном раскрыт в последовательном изложении содержания рассказа. Нет пропущенных звеньев, имеются несложные смысловые связи, нет коллизий между конкретным описанием и внутренним смыслом. Интересно, что даже у учеников старших классов вместо прямого ответа на поставленный вопрос мы находим длинную цепь перечислений, имеющую своей целью исчерпать конкретное содержание рассказа.
Целостное синтетическое восприятие текста, представляет для них трудности. У многих учащихся на первый план выступает именно процесс приготовления каши, а мотив поступка мальчика не упоминается. При этом ответ может быть очень развернутым. В большинстве случаев дети не охватывают содержания рассказа в целом, останавливаясь лишь на отдельных его фрагментах. Эти фрагменты становятся исходным моментом для оживления собственных ассоциаций ребенка, которые в большинстве случаев носят характер косных стереотипов. (2 фрагмент)
Однако, осмысление этого текста больших затруднений не вызвало, дети сделали выводы и с помощью учителя приблизили текст к собственному опыту ( Помощь близким).(3 фрагмент)
Второй рассказ « Наказание»
со скрытым смыслом. В нем имеются элементы коллизии между конкретным содержанием и внутренним смыслом. Использование таких рассказов имеет очень большое значение. Именно они помогают вскрыть те трудности в понимании текста, которые характерны для умственно отсталых и зависят не столько от особенностей текста, сколько от дефектов познавательной деятельности ребенка. Психологически вопрос сводится к тому, сумеет ли ребенок сделать описанную в рассказе ситуацию предметом своего размышления. Задача дана в самом названии рассказа. Вывод, который должен сделать ребенок, вытекает непосредственно из содержания рассказа, но прямо не дан. Здесь требуется самостоятельная продуктивная деятельность мышления.
Однако даже когда учащиеся в состоянии запомнить и правильно пересказать содержание рассказа, они оказывается не в состоянии найти основное в рассказе и сделать даже элементарный вывод, затрудняются отделить главное от второстепенного. Основные смысловые связи текста оказываются неосознанными. Дети нуждаются в особых приемах помощи, постепенно подводящих к пониманию смысла рассказа. Таким образом, учителю приходится выполнять значительную часть аналитико-синтетической деятельности, а именно анализ материала, чтобы на долю ребенка оставался только синтез-заключение, чтобы он, как бы по готовым следам пришел к правильному выводу. Основная трудность рассказа « Наказание» заключается в том, что смысл рассказа заключен в подтексте. Надо на основе очень небольшого конкретного содержания понять состояние мальчиков и их отношение к происходящему. Именно это и затрудняет учащихся. (4 фрагмент)
Приемы работы с текстом учителя. В тех случаях, когда ребенок не может разобраться в рассказе (если содержание дано слишком лаконично или имеет скрытый смысл), необходимо изложить текст более полно, объяснив при этом основное содержание так, чтобы ребенку осталось только сделать вывод. Если есть основание предполагать, что ребенок недостаточно усвоил содержание текста, он повторяется учителем или самим ребенком частично или полностью. Расчленение текста на части облегчает понимание. Большое значение для правильного понимания прочитанного рассказа имеют средства, помогающие использовать и организовать свой прежний опыт. Это вы видели в представленных фрагментах(урок В.Т) Прежде чем ставить какие-либо дополнительные вопросы, необходимо попытаться создать такие условия, при которых ребенку легче воспринять содержание рассказа, лучше представить себе данные в рассказе образы, эмоционально пережить описанную ситуацию. Работа с учащимися показала, что паузы, интонации, изменение темпа чтения или высоты голоса при чтении, мимика и жесты, усиливающие выразительность чтения, а также изменение порядка слов, а в отдельных случаях и замена прямой речи косвенной и т. п. значительно облегчают понимание текста.
© 2025, Писарева Оксана Александровна 57