СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования интегрированных занятий в развитии музыкального творчества дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности использования интегрированных занятий в развитии музыкального творчества дошкольников

Коробко Л.П. музыкальный руководитель

В современных условиях развития общества и модернизации системы образования особую актуальность приобретают проблемы формирования у детей способностей, позволяющих им в дальнейшем самостоятельно пополнять и корректировать свои знания, ориентироваться в потоке информации, приспосабливать свои возможности к потребностям производства и общества. Это требует от них высокой интеллектуальной подготовки, одним из важнейших показателей которой является творческое развитие.

В дошкольном детстве, начиная с раннего возраста, закладываются основы нравственно-духовного развития человека, начала формирования его эстетического сознания, художественной культуры. Важное значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение, так как у ребенка дошкольного возраста появляется потребность в художественной деятельности.

В связи с этим особо следует обратить внимание на интегрированные занятия, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства. Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает зрение и мелкую мускулатуру руки, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.

Исходя из этого, в своей работе по развитию творческих способностей детей попытаюсь обосновать значение интегрированных занятий по музыкальному воспитанию.

Актуальность выбранного направления заключается в следующем: интеграция разных видов деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира и даёт способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода.

Основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности является формирование обобщённого художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, мелодию, ритм, голос, интонацию, мимику, позу и т.д. Чем большее количество рецепторов ребёнка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объёмными и устойчивыми.

Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).

Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании, развитии музыкального творчества детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.

Интегрированные занятия делятся на два типа по значению видов искусства:

  • доминантный тип, когда один вид искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном (например, стихотворение о природе и музыка помогают понять картину, ее настроение);
  • равнозначный тип, когда каждая часть занятия дополняет друг друга.

Интегрированные занятия могут варьироваться по сочетанию музыкальных, изобразительных и художественных произведений.

В подготовке и проведении интегрированных занятий мной используются:

  • приемы и методы, предложенными К.Орфом;
  • методика комплексного музыкально-певческого воспитания (КМПВ) Д.Е.Огороднова направленная на комплексное развитие всех музыкальных способностей;
  • элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой,
  • элементы психогимнастики Чистяковой.

Музыкально-педагогическая система Карла Орфа основана на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности. На занятиях дети играли в оркестры на разнообразных детских музыкальных инструментах, привлекающих своим чудесным звучанием к музыкальной деятельности, а также танцевали легкие детские танцы, превращали стихи в музыкальные пьесы, сочиняли музыку к сказкам.

Методика КМПВ предлагает шесть видов художественных музыкальных движений. Три из них носят творческий характер, так как являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию. Жестикуляция и мелодекломация включают несколько видов работы на развитие интонационной выразительности голоса и осознание звуковысотного движения голоса:

  • произнесение слов-синонимов («хорошо-прекрасно-восхитительно») с различной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной)
  • с одновременной жестикуляцией в трех условных интонационных плоскостях (низкая интонация, средняя, высокая) – повествовательно – руки плавно расходятся от середины в стороны, голос спокойный (средний);
  • вопросительно – руки движутся снизу вверх (голос, также, идет снизу вверх); восклицательная интонация – руки движутся сверху вниз (интонация тоже сверху вниз).

Поиски вспомогательных движений при восприятии музыки. Этот вид художественных движений аналогичен пластическому интонированию – свободным движениям головы, корпуса, рук при слушании музыки. Главное условие при этом – соответствие движений характеру музыки и содержанию музыкального образа.

Гимнастика Стрельниковой благотворно влияет на весь организм в целом, способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервнорегуляторных механизмов, управляющих дыханием.

В ходе занятий дети придумывают различные музыкальные истории с помощью различных музыкальных инструментов, инструментов по системе К.Орфа («Продолжи сказку», «Расскажи сказку»). Особую роль уделяю развитию у детей мимики и жестикуляции.

Каждое занятие начинаю с артикуляционой гимнастики. Часто провожу развивающие игры «Что ты слышишь за окном?», «Передай позу», «В доме моем тишина», которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Использую игры «Веселые превращения», «Игры с воображаемыми предметами», «Дождик накрапывает». Применяю упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), этюды на основные эмоции «Грусть», «Радость».

В процессе интегрированных занятий дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию и развитию творческих способностей.

Категория: Музыка
20.09.2015 01:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП