СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).» (Методические рекомендации «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (для работников системы коррекционного образования).

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Для успешного обучения и воспитания детей с нарушением зрения необходимо учитывать такие факторы, как глубина патологии основных зрительных функций, течение заболевания органа зрения, офтальмо-гигиенические и эргономические требования к условиям обучения названной категории детей, положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.), характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др. Для компенсации недостающей зрительной информации у детей с нарушением зрения необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса), развивать восприятие с опорой на дефектное зрение, память и логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать. Таким образом, успешное освоение АООП зависит от удовлетворения ООП каждого учащегося. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.

В структуру особых образовательных потребностей слепых и слабовидящих обучающихся входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слепых и слабовидящих обучающихся. К потребностям, характерным для слепых и слабовидящих обучающихся, относятся:

  • целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов (в том числе и остаточного зрения);
  • целенаправленное руководство осязательным и зрительным восприятием;
  • формирование компенсаторных способов деятельности;
  • профилактика вербализма и формализма знаний за счет расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений, формирования, обогащения, коррекции понятий;
  • использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);
  • систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
  • развитие полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
  • обеспечение доступности учебной информации для тактильного и зрительного восприятия и слабовидящими обучающимися с остаточным зрением;
  • учет в организации обучения и воспитания слепого обучающегося с остаточным зрением: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной, тактильной и физической нагрузок; тотально слепыми и слепыми со светоощущением- возраста и времени утраты зрения, режима тактильных и физических нагрузок;
  • строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;
  • преимущественное использование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие;
  • учет темпа учебной работы слепых и слабовидящих обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности; введение в структурное построение урока, курса пропедевтических (подготовительных) этапов;
  • постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях коррекционных целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
  • активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
  • реализация приемов, направленных на профилактику и устранение вербализма и формализма речи;
  • целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в микро и макропространстве;
  • целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
26.07.2016 08:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП