СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по одному уроку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

 Голованова Наталья Викторовна.     учитель начальных классов

ГУ «Первомайская средняя школа отдела образования Мендыкаринского района»

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».  Антуан де Сент-Экзюпери

В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников, сегодня является учитель. (Руководство для учителя с.110)  Учитель, как творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию.

Но даже учитель такой формации, идя на урок, никогда не знает, каким образом он пройдёт, каковы будут его результаты. Планировать можно одно, но не всегда получается так, как хочется. Очень хочется, чтобы дети слушали, участвовали в беседе, высказывали свои мысли, предлагали решение проблем и самое главное, чтобы делали они это с удовольствием.

Так что же такое урок? Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового для проведения и организации практической деятельности.  Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Я, как рефлективный практик, попыталась спланировать серию своих уроков так, чтобы в них прослеживалась интеграция семи модулей Программы.

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков с интеграцией семи модулей способствует тому, чтобы ученики научились учиться, и, в результате, могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, ответственными учениками с развитым дивергентным и критическим мышлением, свободно общающихся на трех языках.

Я разработала  урок по Познанию мира в 4 классе по теме «Казахстан в Великой Отечественной войне», в котором применила все виды идей Программы.

При планировании урока я опиралась на среднесрочное планирование, где  четко определена основная ключевая идея этого урока с интеграцией семи модулей Программы и учтены индивидуальные особенности быстрых и медленных детей с формами работ для каждого.  Урок составлен на основе дифференцированного обучения, направленного на удовлетворении потребностей учащихся, с использованием формативного оценивания, с целью оказания содействия ученикам в освоении материала и выявления лидеров. Процесс формирования метосознания способствует пониманию у учащихся ответственности за собственное обучение. Таким образом, дети становятся активными участниками, конструирующими собственное понимание и оценивание своих действий.

В аутентичном  4 классе 22 ученика, из них 9 мальчиков и 13 девочек.   4 ученика обучаются на отлично, 7 учащихся обучаются на хорошо, 4 ребенка с низкой мотивацией к обучению и 1 ученик с задержкой психического развития. Класс очень активный, подвижный, эмоциональный и поэтому урок составлен с различными видами деятельности и формами работ.

При разработке урока, я сформировала следующие задачи:

  • изучение трагических событий Великой Отечественной войны;
  • дать ученикам понятие о Великой Отечественной войне и участия в ней Казахстана;
  • узнать Казахстанских героев в Великой Отечественной войне.
  • обобщить знания учащихся по теме; показать подвиг советского народа, одержавшего победу в тяжелой войне;
  • способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;
  • развивать у учащихся навыки работы с дополнительным материалом, умение работать в группах.

В этот урок я старалась внедрить все семь модулей Программы, и каждый модуль Программы я применила на различных этапах урока, и попыталась разработать урок так, чтобы ученики усваивали не только программу, но и развивали способность к обучению, что даст им возможность обучаться эффективнее.

 Так, внедрение модуля Новые подходы в преподавании и обучении, прослеживалось через весь урок, в начале урока был проведен тренинг: «Передай маску», целью которого было  взбодрить детей, сделать их более внимательными и помочь настроиться на работу. Каждый мог избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел в класс, и тем самым освободить голову для работы. Учащимся очень понравился этот тренинг, позволяющий им вести себя спонтанно и проявлять чувство юмора. Они много смеялись, и, проведя этот тренинг, я почувствовала в классе атмосферу любопытства и жажды действия.

 Прежде чем ученики начнут изучать тему, необходимо активизировать знания, которые у них уже имеются. Мозговой штурм – стратегия, которая помогает ученикам выдвигать многообразие идей по учебной теме, не опасаясь упреков и критики. Все дети выдвигали свои идеи по данной теме, а я, поощряя их, предлагала включить неожиданные идеи новые необычные техники. Записывала их на доске, чтобы ученики их могли видеть.

На этапе актуализации знаний был запланирован и проведен диалог «ученик - ученик» и «ученик - учитель» который, по мнению Александера, позволяет использовать силу разговора для стимулирования и развития учащихся. Также Мерсер и Литлтон в  своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.  Я согласна с высказываниями ученых и поэтому тщательно продумала вопросы, которые были построены с учетом уровней таксономии Блума, т.е. от вопросов низкого порядка к вопросам высокого порядка. Также были продуманы уточняющие, интерпретационные, творческие и практические вопросы. Ученики с удовольствием отвечали на творческие вопросы, в которых строили ответ с частицей «бы». Вопрос звучал с элементами предположения, прогноза. «Что бы вы делали, как поступили, если бы началась война?» «Предположите, кем бы вы были: летчиком, моряком или кем-то еще во время войны?» «Почему?» «А что было бы, если бы фашисты победили?». Прежде чем ответить я давала возможность детям подумать, сформулировать свой ответ. Ведь Харгривс и Гэлтон утверждают, что увеличение времени на размышление позволяет ученикам корректировать, уточнять и  «шлифовать» свои ответы. (Руководство для учителя с. 148)  В чем я и убедилась. На все поставленные вопросы дети, подумав 3-7 секунд, отвечали с огромным энтузиазмом, предлагали невероятные версии и предположения. Например, Николай ответил, что если бы он принимал участие в военных действиях, то он непременно бы был летчиком, потому что это его мечта. И на войне он обязательно бы совершил подвиг. Дана, предположила, что она была бы снайпером, что бы помогать солдатам, которые воюют в тылу врага. Кирилл увидел себя в качестве партизана, который вредит врагам, подрывает поезда, машины. Слушая детей, я пришла к выводу, что ученики научились слушать и слышать вопрос и подумав, давать на него развернутый ответ.

Модуль обучение критическому мышлению доминировал на всех этапах урока.

Так при определении и постановке целей урока я применила заполнение таблицы «ЗХУ», где учащиеся заполнили первую и вторую колонки о том, что они знают по этой теме и что хотели бы узнать на уроке. С помощью чего они определили цели урока. При заполнении колонки «Знаю», у детей не возникло трудностей, так как тема довольно таки знакомая, и изучается как на уроке познания мира, так и  на литературе, а также во внеурочной деятельности. Колонку «Хочу узнать» учащиеся заполняли в течении всего урока, а последнюю колонку о том, что они узнали, они заполнили на этапе рефлексии урока. Как выяснилось, практически все ответы на вопросы, которые они прописали во второй колонке, были раскрыты во время урока.

На основном этапе урока я запланировала групповую работу. Для того  чтобы разделить детей по группам я использовала способ деления «Сложи мозаику» (Учащиеся выбирают один фрагмент фото (картины, рисунка),  ищут друг друга, чтобы составить общее).  

 Приемом критического мышления, который понравился детям, был метод ассоциаций, который я применила для того чтобы дети смогли дать  определение понятию – «война». У детей с этим не возникло трудностей, пообщавшись группой, они подобрали различные ассоциации к слову война, такие как: разруха, голод, бедствие, потери близких, смерть, слезы и другие. После чего мы всем классом дали определение этому понятию.

На основном этапе урока, изучение новой темы, применила такой вид деятельности, как составление группового кластера, это педагогическая стратегия, которая помогла учащимся свободно и открыто думать по теме Великая Отечественная война, где дети развивали свое дивергентное мышление для того чтобы выделить главное, и суметь презентовать свою работу. Задание соответствовало возрастным особенностям детей. По утверждению Жана Пиаже, Марии Монтессори и Льва Выготского обучение и развитие происходят в тот момент, когда дети младшего возраста взаимодействуют со средой и окружающими их людьми.(Руководство для учителя с. 186) Это можно было наблюдать при работе в группах, когда дети с низкой мотивацией к обучению общаясь с детьми с высокой мотивацией находили какое-то решение или ответ на вопрос.

 При работе в группах выявились лидеры,  которые управляли процессом работы группы, распределяли роли. В основном это были дети, которые всегда проявляли лидерство, но в одной из групп, я заметила смену привычного лидера.  Дана, ребенок, которого все считают лидером, проявляет лидерские качества на уроках и внеурочной деятельности, на этом уроке сдала свои позиции более опосредованной ученице Лере, которая сразу взяла инициативу в свои руки, сказала, кто из детей будет спикером, секретарем, критиком. Дети согласились и не оспаривали ее лидерство. Наблюдая за этим, я поняла, что в моем классе есть дети с нераскрытыми лидерскими способностями и, что работая по Программе, я смогу это исправить.

Для детей с низкой мотивацией к обучению я запланировала найти в словаре понятие Война, записать в тетрадь. Выписать из дополнительных ресурсов имена казахстанских героев ВОВ, что они и выполняли с удовольствием, при этом помогая своей работой группе. Ученикам с повышенной мотивацией тоже были разработаны и предложены задания, такие как написание эссе, подготовка дополнительных вопросов по теме для всего класса, на этапе рефлексии. Быстрыми учениками были написаны вопросы, которые мы в конце урока задавали в качестве рефлексии.

На этом же этапе был применен метод составления синквейна, который предполагает способность резюмировать информацию, изложить сложную идею и выразить свои чувства в нескольких словах. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, состоящее из пяти строк. Дети в основном справились с этим приемом, но у детей с «бедным» словарным запасом возникли трудности выразить свои мысли в краткой форме. Здесь сработало понятие ЗБР, т.е. зона ближайшего развития, введенное Л. Выготским. Дети более способные пришли на помощь направили. Я же в тот момент была в роли скафолдера.

  Работы получились очень интересные, дети в них выразили свое отношение к войне, как в целом, так и к Великой Отечественной в частности.  При  презентации своих работ раскрылись дети, которые молчали. 

Оценивание работ было как формативное так и суммативное. Проводилась так же самооценка и взаимооценка. У них были оценочные листы, в которых они проставили оценки себе, членам своей группы и так же сами работы с помощью стикеров.  

Такое оценивание проводилось не впервые, и поэтому дети легко с этим справились.

 В конце рабочего дня предложила каждому ученику рассказать об одной вещи, которую он теперь знает по изучученной теме.  Домашнее задание было найти в интернете имена героев ВОВ Костанайской области.

Проведя этот урок, я осталась довольна активной работой детей, достигнутыми результатами, через рефлексию. Уверена, что дети тоже Дети высказали свое мнение, что им очень понравился урок, он был насыщенным, необычным и очень интересным.

Я думаю, что данный  урок  содержит в себе  интеграцию всех семи модулей Программы. Так  же считаю, что каждый минус или недочет предыдущего моего урока, будет являться целью будущих моих уроков, которые я постараюсь планировать так, чтобы предоставить возможность ученикам размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем на стадии изучения. Воображение и творчество, постоянно развивающая и повышающая свою информационную культуру личность выпускника младшего школьного возраста - фундамент для дальнейшего успешного развития нашего общества.

Закончить хотелось бы словами Адольфа Фридриха Дистерверга: « Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет». И поэтому я сделаю все от меня зависящее что бы мои дети не только имели багаж знаний, но и умели применить все свои знания в жизни. 

17.01.2015 13:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!