СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по грамоте "Звуки М, МЬ. Буква М"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЯСЛИ-САД №69 «ЦВЕТОЧЕК»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ГРАМОТЕ «ЗВУКИ М-МЬ. БУКВА М»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

БОБРЫШЕВА И. С.

ЛУГАНСК 2020

Тема занятия «Звуки М, Мь. Буква М»

(старшая подгруппа)

Цель: познакомить со звуками М, Мь. Буквой М.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- вырабатывать навык четкого произношения звуков М, Мь.

- учить давать характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- учить образовывать глаголы с помощью приставок.

- учить детей дифференцировать звуки М, Мь на слух и в произношении

- упражнять в звуковом анализ, синтезе и чтении обратных слогов УМ, ОМ, ИМ, АМ

- закрепить умение определять твердость- мягкость звуков.

Коррекционно-развивающие:

- развитие слухового внимания.

- развитие фонематического слуха

- развитие мелкой моторики, зрительного внимания, памяти, мышления.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать умение слушать педагога

- воспитывать внимательность

Оборудование: картинки со звуками М, МЬ, звуковые решетки, звуковые бусы и звуковые пеналы, зеркала, мяч, аудиозапись.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте гости, здравствуй земля.

Здравствуй наша дружная семья.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2.Массаж лица и артикуляционная гимнастика.

Солнышко проснулось потереть ладони

Лобика коснулось поглаживающие движения

Лучиками провело потереть ладони

И погладило, погладило поглаживающие движения

Ходит пальчик по дорожке круговые движения на щеках

Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами

Будут розовые щёчки круговые движения на щеках

Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами

Дождик, дождик веселей

Капай, капай не жалей «Лошадка»

Только нас не замочи «Конфетка»

Зря в окошко не стучи «Окошко»

  1. Работа над развитием дыхания.

Ребята сегодня мы снова отправимся в страну «Звуков и букв».

-Давайте вспомним с какими гласными звуками мы уже там познакомились?(а, о, и, у, ы, )

-В каком доме живут гласные звуки? (красном)

-Что можно сделать с этими звуками? (гласные звуки можно спеть)

Ребята давайте это проверим.

Споем звук У- волна-громко.

Звук Ы - ступенька-тихо.

Звук А - растянем- громко.

Звук И- ровно-тихо.

Звук О-объятия- громко.

(Дети садятся за столы)

  1. Объявление темы занятия.

Сегодня к нам в гости пришла корова Милка, пришла и замычала: м-м-м-м. С песенкой коровы Милки мы сегодня и познакомимся.

  1. Акустико- артикуляционный образ звуков.

Ребята возьмите в руки зеркало, произнесите звук М и понаблюдайте за своим языком, губами,зубами.

Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

А воздух выходит свободно? (Нет.)

Что ему мешает? (Губы.)

Звуки которые нельзя петь, которые мы произносим коротко, при которых воздух встречает преграду –называются как? (согласными).

Звук М согласный или гласный? (согласный)

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – синим цветом.

А у маленького теленка другая песенка: мь-мь-мь.

А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — зелёным цветом

Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки М-МЬ звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук М, а теперь звук Мь.

Звуки М-Мь звонкие или глухие?

Теперь мы все узнали о звуках М-Мь.

Расскажите про звук М, он какой? 3 слова (Звук М- согласный, твердый, звонкий)

Расскажите про звук МЬ, он какой? 3слова (Звук Мь- согласный, мягкий, звонкий)

Каким цветом обозначаем твердый звук М? (Звук М обозначаем синим цветом)

Каким цветом обозначаем звук Мь? (Звук Мь обозначаем зеленым цветом)

  1. Развитие фонематического слуха.

А сейчас мы поиграем в игру «Слушай не зевай, звуки М-Мь различай»

Я буду читать стихотворение, когда в словах услышите твердый звук М –поднимайте синий сигнал, когда в словах услышите мягкий звук МЬ-поднимайте зеленый сигнал.

На полу скребется Мышка

Спит в берлоге бурый Мишка

Этот Мишка очень Мил

Только лапы он не Мыл

Убежала в норку Мышка

Спать залег в берлогу Мишка

Мальчик Мал, но очень Мил

Он водичкой руки Мыл.

  1. Отбор картинок со звуками М-Мь.

Ребята у вас на столах картинки. Внимательно посмотрите и подумайте, для кого эта картинка. Если в названии картинки есть твердый звук М-значит она для коровы Милки, если мягкий звук Мь-значит она для теленка. ( Выходят к доске)

  1. Активизация глагольной формы с помощью приставок.

У теленка есть друг, маленькая птичка. Давайте расскажем, где летает птичка.

Птичка из клетки вылетела.

Над клеткой пролетела.

Вокруг клетки облетела.

К клетке подлетела.

В клетку залетела.

  1. Музыкальная физминутка «Двигайся! Замри!»
  2. Игра с мячом «Назови птицу»

Я буду произносить первый слог и бросать мяч, вы мяч ловите и название птицы говорите.

Ла- ласточка, си-синица, дя-дятел, ле –лебедь, со-сойка, сне-снегирь, чай-чайка, сква-скварец. (Дети садятся)

  1. Знакомство с Буквой М.

Ребята с какими звуками мы познакомились? (со звуками М-МЬ)

Мы можем увидеть звуки? (нет, звуки мы говорим и слышим)

Но если мы на звук оденем одежду, мы можем увидеть букву. Вот я сейчас на наши звуки М-Мь одену одежду и вы увидите букву.

Расскажите правило про буквы? (буквы мы видим и пишем)

На что похожа буква М? ( на мост….)

  1. Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Давайте сейчас подготовим наши пальчики, они наши помощники. Возьмите в руки простой карандаш.

Упражнения:

  1. «Добывание огня». Взять карандаш, зажать его между ладонями вертикально, катать вперед-назад. Сначала выполнять это упражнение медленно, затем можно ускорить темп.
  2. «Утюг». Положить карандаш на стол, катать попеременно правой рукой движение «вперед-назад», затем левой.
  3. «Ладошка». Положить левую ладошку на стол, развести пальцы, правой рукой взять карандаш и делать массаж межпальцевой зоны, делая точечное прикосновение тыльной стороной карандаша между пальцами руки. Тоже самое проделать с правой рукой.
  1. Рисование в воздухе и выкладывание из счетных палочек буквы М.

Ребята возьмем карандаш в клювик и напишем букву М в воздухе.

Палочка и палочка

А между ними галочка.

А теперь посмотрите и посчитайте сколько элементов у Буквы М? (4 элемента)

На столах из счетных палочек выложите такую же букву М. (Дети выкладывают из палочек букву)

  1. Чтение обратных слогов.

Звуки умеют сливаться в слоги, давайте покажем как они сливаются. Приготовьте ладошки и следите за мой указкой.(Хором, потом индивидуальное чтение слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ)

  1. Звуковой анализ и синтез.

Ребята маленький теленок, скоро пойдет в школу и многого еще не знает. Давайте научим его, считать и определять звуки.

Я сейчас произнесу слог, а вы возьмите в руки звуковые бусы.

ОМ, ИМ, УМ

Сколько звуков я произнесла? (два звука)

Назовите первый звук. (О, И, У)

Назовите второй звук. (М)

А теперь возьмите звуковую решетку и звуковые пеналы.

Я произнесу слог УМ

Первый звук У какой ? (Гласный)

Какого цвета берем фишку? (Красного цвета) Кладем фишку в первую ячейку.

Второй звук М, какой? (Согласный)

Какого цвета возьмем фишку? (Синего цвета)

Один ребенок на доске, выкладывает слог ОМ, а остальные у себя на звуковых решетках.

Покажите звук О на схеме?

Покажи звук М на схеме.

Сколько в схеме гласных звуков?

Сколько согласных звуков на схеме?

Уберите в пенал звук О.

Уберите в пенал звук М.

«Живые слоги»

Один ребенок звук И, другой ребенок М.

Выберите на доске фишку нужного цвета.

Я произнесу слог ИМ. Станьте в правильном порядке.

Назовите, кто звук И?

Назовите, кто звук М?

Какой слог получился?

Расскажите про свой звук. (Я звук И-гласный обозначаюсь красным цветом, я звук М- согласный, твердый, обозначаюсь синим цветом)

  1. Итог занятия.

С какими звуками мы познакомились на занятии? (Со звуками М-Мь)

В каком доме поселиться буква М? (В сине-зеленом доме)

Сегодня в доме появился новый житель, буква М.

Ребята вы сегодня были молодцы, вделайте вдох и выдох и похлопайте себе.

22.10.2020 16:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!