СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЯСЛИ-САД №69 «ЦВЕТОЧЕК»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ГРАМОТЕ «ЗВУКИ М-МЬ. БУКВА М»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
БОБРЫШЕВА И. С.
ЛУГАНСК 2020
Тема занятия «Звуки М, Мь. Буква М»
(старшая подгруппа)
Цель: познакомить со звуками М, Мь. Буквой М.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- вырабатывать навык четкого произношения звуков М, Мь.
- учить давать характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- учить образовывать глаголы с помощью приставок.
- учить детей дифференцировать звуки М, Мь на слух и в произношении
- упражнять в звуковом анализ, синтезе и чтении обратных слогов УМ, ОМ, ИМ, АМ
- закрепить умение определять твердость- мягкость звуков.
Коррекционно-развивающие:
- развитие слухового внимания.
- развитие фонематического слуха
- развитие мелкой моторики, зрительного внимания, памяти, мышления.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать умение слушать педагога
- воспитывать внимательность
Оборудование: картинки со звуками М, МЬ, звуковые решетки, звуковые бусы и звуковые пеналы, зеркала, мяч, аудиозапись.
Приветствие.
Здравствуйте гости, здравствуй земля.
Здравствуй наша дружная семья.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2.Массаж лица и артикуляционная гимнастика.
Солнышко проснулось потереть ладони
Лобика коснулось поглаживающие движения
Лучиками провело потереть ладони
И погладило, погладило поглаживающие движения
Ходит пальчик по дорожке круговые движения на щеках
Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами
Будут розовые щёчки круговые движения на щеках
Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами
Дождик, дождик веселей
Капай, капай не жалей «Лошадка»
Только нас не замочи «Конфетка»
Зря в окошко не стучи «Окошко»
Ребята сегодня мы снова отправимся в страну «Звуков и букв».
-Давайте вспомним с какими гласными звуками мы уже там познакомились?(а, о, и, у, ы, )
-В каком доме живут гласные звуки? (красном)
-Что можно сделать с этими звуками? (гласные звуки можно спеть)
Ребята давайте это проверим.
Споем звук У- волна-громко.
Звук Ы - ступенька-тихо.
Звук А - растянем- громко.
Звук И- ровно-тихо.
Звук О-объятия- громко.
(Дети садятся за столы)
Сегодня к нам в гости пришла корова Милка, пришла и замычала: м-м-м-м. С песенкой коровы Милки мы сегодня и познакомимся.
Ребята возьмите в руки зеркало, произнесите звук М и понаблюдайте за своим языком, губами,зубами.
Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
А воздух выходит свободно? (Нет.)
Что ему мешает? (Губы.)
Звуки которые нельзя петь, которые мы произносим коротко, при которых воздух встречает преграду –называются как? (согласными).
Звук М согласный или гласный? (согласный)
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – синим цветом.
А у маленького теленка другая песенка: мь-мь-мь.
А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — зелёным цветом
Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки М-МЬ звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук М, а теперь звук Мь.
Звуки М-Мь звонкие или глухие?
Теперь мы все узнали о звуках М-Мь.
Расскажите про звук М, он какой? 3 слова (Звук М- согласный, твердый, звонкий)
Расскажите про звук МЬ, он какой? 3слова (Звук Мь- согласный, мягкий, звонкий)
Каким цветом обозначаем твердый звук М? (Звук М обозначаем синим цветом)
Каким цветом обозначаем звук Мь? (Звук Мь обозначаем зеленым цветом)
А сейчас мы поиграем в игру «Слушай не зевай, звуки М-Мь различай»
Я буду читать стихотворение, когда в словах услышите твердый звук М –поднимайте синий сигнал, когда в словах услышите мягкий звук МЬ-поднимайте зеленый сигнал.
На полу скребется Мышка
Спит в берлоге бурый Мишка
Этот Мишка очень Мил
Только лапы он не Мыл
Убежала в норку Мышка
Спать залег в берлогу Мишка
Мальчик Мал, но очень Мил
Он водичкой руки Мыл.
Ребята у вас на столах картинки. Внимательно посмотрите и подумайте, для кого эта картинка. Если в названии картинки есть твердый звук М-значит она для коровы Милки, если мягкий звук Мь-значит она для теленка. ( Выходят к доске)
У теленка есть друг, маленькая птичка. Давайте расскажем, где летает птичка.
Птичка из клетки вылетела.
Над клеткой пролетела.
Вокруг клетки облетела.
К клетке подлетела.
В клетку залетела.
Я буду произносить первый слог и бросать мяч, вы мяч ловите и название птицы говорите.
Ла- ласточка, си-синица, дя-дятел, ле –лебедь, со-сойка, сне-снегирь, чай-чайка, сква-скварец. (Дети садятся)
Ребята с какими звуками мы познакомились? (со звуками М-МЬ)
Мы можем увидеть звуки? (нет, звуки мы говорим и слышим)
Но если мы на звук оденем одежду, мы можем увидеть букву. Вот я сейчас на наши звуки М-Мь одену одежду и вы увидите букву.
Расскажите правило про буквы? (буквы мы видим и пишем)
На что похожа буква М? ( на мост….)
Давайте сейчас подготовим наши пальчики, они наши помощники. Возьмите в руки простой карандаш.
Упражнения:
Ребята возьмем карандаш в клювик и напишем букву М в воздухе.
Палочка и палочка
А между ними галочка.
А теперь посмотрите и посчитайте сколько элементов у Буквы М? (4 элемента)
На столах из счетных палочек выложите такую же букву М. (Дети выкладывают из палочек букву)
Звуки умеют сливаться в слоги, давайте покажем как они сливаются. Приготовьте ладошки и следите за мой указкой.(Хором, потом индивидуальное чтение слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ)
Ребята маленький теленок, скоро пойдет в школу и многого еще не знает. Давайте научим его, считать и определять звуки.
Я сейчас произнесу слог, а вы возьмите в руки звуковые бусы.
ОМ, ИМ, УМ
Сколько звуков я произнесла? (два звука)
Назовите первый звук. (О, И, У)
Назовите второй звук. (М)
А теперь возьмите звуковую решетку и звуковые пеналы.
Я произнесу слог УМ
Первый звук У какой ? (Гласный)
Какого цвета берем фишку? (Красного цвета) Кладем фишку в первую ячейку.
Второй звук М, какой? (Согласный)
Какого цвета возьмем фишку? (Синего цвета)
Один ребенок на доске, выкладывает слог ОМ, а остальные у себя на звуковых решетках.
Покажите звук О на схеме?
Покажи звук М на схеме.
Сколько в схеме гласных звуков?
Сколько согласных звуков на схеме?
Уберите в пенал звук О.
Уберите в пенал звук М.
«Живые слоги»
Один ребенок звук И, другой ребенок М.
Выберите на доске фишку нужного цвета.
Я произнесу слог ИМ. Станьте в правильном порядке.
Назовите, кто звук И?
Назовите, кто звук М?
Какой слог получился?
Расскажите про свой звук. (Я звук И-гласный обозначаюсь красным цветом, я звук М- согласный, твердый, обозначаюсь синим цветом)
С какими звуками мы познакомились на занятии? (Со звуками М-Мь)
В каком доме поселиться буква М? (В сине-зеленом доме)
Сегодня в доме появился новый житель, буква М.
Ребята вы сегодня были молодцы, вделайте вдох и выдох и похлопайте себе.
-80%
© 2020, Бобрышева Ирина Сергеевна 319