СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Глагол" (обобщение)

Цели:

  • Повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, правописание безударных личных окончаний, умение определять спряжение глагола;
  • Поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык.
  • Воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам.

Оборудование: Программа «Школа 2100», авторы учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 4 класс; таблицы по теме «Глагол», иллюстрации, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, пожалуйста, лицом.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко. Поручено нам вас сегодня встречать. Ну что же, не будем зря время терять.

II. Сообщение темы и цели урока.

1.Психологический настрой на урок.

-Я желаю вам плодотворной успешной работы. Работы сегодня будет действительно много. И у каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания.

2.Постановка проблемы.

-Послушайте меня: спины, ручки и тетради, улыбку.

-Вы поняли, что я имела в виду?

-Тогда я скажу так: выпрямили спины, взяли ручки, открыли тетради, подарите улыбку.

-Какие я добавила слова?

-Какой частью речи они являются?

-И сейчас, наверное, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока.

Чтение учителем стихотворения о глаголе.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про …….( глагол).

-Открыли тетради, записали число, классная работа.. Тема: Обобщение знаний о глаголе.

III. Актуализация знаний

– Итак, что такое глагол? (Слайд 1) (Ответ ученика.)

– Расскажите, все, что знаете о глаголе. (Ответы детей.)

– А теперь, мы проверим ваши знания на практике.

1) Внимательно прочитайте слова:

Подъехал, пролетит, голосить, чувствует, распустится, празднует, съежился.

– Что их объединяет? – Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. – Какие группы получились? – Есть другие мнения? – Голосить – это четвертая группа или лишнее слово? Почему? Обсудите в парах.

(Ответы детей после обсуждения/)

– А что значит голосить и от какого слова произошло оно? (Ответы детей.)

– Ребята, посмотрите видеофильм о происхождении этого слова. («Говорим без ошибок» 2007. Xvid. TVRip_Fenix. Тип «Видеозапись». Отрывок 3 мин.)

2) Разберите по составу глагол заголосил (Слайд 5)

3) Подберите по 2 глагола к данным схемам:

1 вариант

2 вариант

(Слайд 6)

4) Выполните морфологический разбор глагола улыбнулся. (Слайд 7)

5) Прочитайте! Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Определите спряжение глаголов. (Слайд 8)

Зябн.т осинка Дрож.т на ветру Стын.т на солнышке Мерзн.т в жару.

Из скольких предложений состоит это стихотворение? – Объясните расстановку знаков препинания. – Дайте полную характеристику предложения.

6) Собери пословицы. (Слайд 9)

Кто (не) работает, торопись делом. (Не) спеши языком, тот (не) ест. Правда в огне (не) горит, чего (не) знаем. Легко забыть то, и в воде (не) тонет.

– Запишите одну из понравившихся пословиц, раскрывая скобки. – Как написали частицу не? – Всегда ли не пишется раздельно? – Назовите глаголы, которые без не не употребляются.

7) Вставьте пропущенный ь (мягкий знак). (Слайд 10)

Надо учит(.)ся, а он не учит(.)ся.

8) Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение глаголов. (Слайд 11)

Я ружьишко зар.дил И морковку прор.дил. В огороде ув.дал Как кустарник ув.дал.

Как называются такие слова?

9) Игра «Кто самый умный?» Блиц-турнир. (Слайд 12)

– Определите время глагола позвал. – На что указывает суффикс ся в глаголе одевается? – Определите лицо и число глагола расцветают. – Каким членом предложения чаще всего является глагол? – Определите форму глагола открывать. – Какой формообразующий суффикс есть у глагола прыгал? – Определите спряжение глагола плачет, вертит? – Определите лицо глагола согреваешь. – Определите число и род глагола перекрыла. – Определите время глагола выскочит. – Определите вид глагола расплакался.

10) Физкультминутка. (Слайд 13)

– Ребята, его величество Глагол устал и нам пора отдохнуть. Встаньте с места. – Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте!

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок.

11) Сценка.

– А сейчас я предлагаю вам посмотреть случай из жизни.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали: – В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу… – Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить. – А как сказать правильно?

Учитель: Действительно, а как сказать правильно? (Никак.)

9) Да, некоторые глаголы не употребляются в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Вот некоторые из них:

победить убедить дерзить бороздить пылесосить шелестеть

– Однако, ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу. Попробуйте применить этот прием.

12) Запишите данное предложение, раскрывая скобки. (Слайд 14)

Я (дерзить) учителю. (Я грубо разговариваю с учителем.)

13) Определите спряжение глагола хотеть. (Слайд 15)

– Глагольный суффикс -е говорит, что слово это 1спряжения, хотят – окончание -ят – о 2 спряжении. Проспрягайте этот глагол, обсудите в парах и скажите, наконец, к какому спряжению отнесем это слово. Что заметили?

Внимание! В ед. ч. мы наблюдаем окончания 1 спряжения, а во мн.ч. – окончания 2 спряжения. Так какого же спряжения этот глагол? Таких слов, ребята немало. И называются они разноспрягаемыми. О них подробнее вы узнаете в старших классах.

14) А вы знаете, ребята, как часто происходят вот такие казусы? (Слайд 16)

За столом сказала мать: «Хватит языком болтать!» А сынишка осторожно: «А болтать ногами можно?»

– Скажите, каким словом играет автор стихотворения? – Объясните значение словосочетаний: болтать языком, болтать ногами. – В каком значении употреблено это слово в обоих случаях? – Скажите, все ли знаки препинания стоят на месте? Какие это предложения? – Объясните расстановку знаков.

15) Подберите к каждому фразеологическому обороту соответствующий глагол. (Слайд 17)

16) Домашнее задание:

Выберите себе задание соответственно по уровню сложности. (Слайд 18)

а) Записать 4 предложения со словами – убедить, бороздить, пылесосить, шелестеть в форме 1 лица. б) Записать 4–5 разноспрягаемых глаголов в) Записать по 10 глаголов 1 и 2 спряжения.

17) Оценивание учащихся.

18) Итог урока. (Слайд 19)

– Закончите фразы:

– Урок привлек меня тем, что. – Урок показался мне интересным… – Урок заставил меня задуматься … – Урок навел меня на размышления…

19) Наш урок, ребята, я хочу закончить словами пословицы: (Слайд 19)

«Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может».

17.02.2016 17:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!