СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответ на Ваш вопрос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

Сбор анамнеза о ребенке в ходе консультирования родителя. Наблюдение психолога за свободной, а затем специально организованной деятельностью ребенка. Беседа с ребенком о нем самом и его семье (с целью установления контакта и получения первичных данных о нем).

Далее ребенку предлагается выполнить ряд заданий (ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека), включающих: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, и ответить на вопросы из опросника Я. Йерасека. Проведение перечисленных диагностических методик обладает рядом достоинств: не требует продолжительного времени и наличия специальных средств и условий для проведения, имеет нормативы, разработанные на большой выборке.

Полученные результаты: характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданный образец, позволяют выявить особенности поведения, определить уровень формирования произвольности психической деятельности, определяющего в дальнейшем успешность его обучения в начальной школе. Ответы полученные в ходе опроса дают представление психологу-консультанту о развитие у ребенка социальных качеств, связанных с его общей осведомленностью, уровнем развития мыслительной и речевой видов деятельности.

Так же в своей практической деятельности я использую беседу "О школе" Т.А. Нежновой (для определения уровня формирования внутренней позиции школьника).

Следует, обязательно рассказать родителям, что входит в понятие психологической готовности к обучению в школе и, что личностная (мотивационная) ее составляющая не менее важна, нежели уровень развития интеллектуальной готовности ребенка.

Если в ходе обследования у ребенка были замечены нарушения в развитие речи (искажение или замена звуков, особенности восприятия и воспроизведения фонем, лексические и (или) грамматические ошибки), родителю рекомендуется пройти обязательное обследование у учителя-логопеда.

Практические рекомендаций зависят от результатов диагностических мероприятий и даты обращения родителей будущего первоклассника за консультацией (за год до поступления в школу при незначительном отставание от возрастной нормы развития когнитивной сферы они могут быть одни (например, позаниматься с ребенком дома заданиями направленными на развитие внимания, мышления и развитие графических умений и навыков, продолжая говорить с ним о школе, делясь в том числе собственными эмоционально положительно окрашенными воспоминаниями), а за месяца два-три - противоположные (например, будет предложено пройти программу дошкольного образования для детей 6-7 летнего возраста вторично, попросту остаться на второй год).

Большую роль играют проявленные ребенком особенности развития произвольности внимания, поведения, познавательная мотивация, в целом. Ну, и конечно отсутствие или наличие страхов связанных со школой у будущего ученика и его семьи, в том числе из-за имеющихся у ребенка с нормальным развитием коммуникативных проблем (психокоррекционная помощь психолога с разрешения родителей), или его общего состояния физического и психического здоровья (здесь возможно обращение за помощью в территориальную ПМПК).

22.09.2020 12:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП