СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Ожидания родителей и готовность ребенка к школьному обучению»
Ожидания родителей от обучения ребенка в школе |
Ответная реакция ребенка на ожидания |
«Хочу, чтобы мой ребенок имел лучшую успеваемость» |
На начальном этапе все дети высказывают желание скорее пойти в школу, стать учеником, школьником. Дети хотят занять новую, более значимую для них социальную позицию: «Все дети учатся в школе, я тоже хочу стать школьником и хорошо учиться». Свойственно им также желание своей хорошей учебой порадовать взрослых, близких: «Хочу в школе хорошо учиться, чтобы мама радовалась». Особую привлекательность имеют внешние мотивы школьной жизни – форма, портфель, учебники, новые друзья. Однако желание малыша далеко не всегда совпадает с его возможностями: ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация в новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учёбы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые требования, правила и нормы поведения. При адаптации к новым условиям все дети испытывают трудности. Тревогу и ощущение дискомфорта вызывает неопределённость, связанная с жизнью в школе. Возникает и физическая напряжённость. Младший школьник стремится к положительным взаимоотношениям со взрослыми, он считается с их мнением и оценками, старается выполнять требования, которые ему предъявляют. Ответная реакция ребенка на ожидания родителей может быть самой разной. Некоторые дети стремятся соответствовать амбициям своих родителей. Они стараются хорошо учиться, проявляют упорство в этом, принимают помощь взрослых. У школьников наблюдается такая тенденция – чем лучше, успешнее ребёнок учится, тем больше ему хочется учиться; и наоборот, чем он хуже учится, тем меньше ему хочется учиться. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребёнка учиться. Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступным ему способом. Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для ребёнка, что может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет затруднять процесс обучения. Современная реальность такова, что многие дети не хотят учиться. Мысли школьника занимают компьютерные игры, улица, телевизор, а учёба уходит на задний план. Завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости ребёнка часто является причиной неуспешности и нервозности. Важно, каким образом родители реагируют на успехи и неудачи ребёнка (ругают, наказывают, критикуют). Не стоит использовать различного рода наказания за плохую учёбу. Внимание и понимание – самая большая помощь, которую родители могут оказать ребёнку. Несмотря на неудачи в учёбе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут.
|
«Боюсь, что моего ребенка не примут в классе» |
Большие изменения происходят в отношении детей друг к другу: возникают межличностные связи, появляется взаимная требовательность и взаимная оценка, чувство симпатии к сверстнику становится устойчивым (он отстаивает своё право на симпатию к другому ребёнку и может своё мнение противопоставить мнению взрослого, если он его выбор не одобряет). В этот период взрослым стоит обратить внимание на то, как дети обращаются друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения, остановиться на обращении по имени как эталоне. Положительные взаимоотношения с другими детьми приобретают для младшего школьника большое значение, поэтому одним из основных мотивов его поведения является желание заслужить одобрение и симпатию других детей, и в то же время он стремится к признанию со стороны взрослого. Благодаря этому ребёнок старается вести себя правильно, потому что им интересуются взрослые. Ребёнок следует за сверстниками вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу, так как не может самостоятельно выбрать линию поведения в силу возрастных особенностей. Взрослому нужно быть другом для ребёнка, стремиться всегда прийти на помощь. |
«Не хочу, чтобы мой ребенок взрослел, даже когда пойдет в школу» |
Некоторые мамы не заинтересованы в развитии самостоятельности у своих детей, они боятся взросления детей, они не в состоянии контактировать со своим ребёнком, как с равным. В итоге вырастает инфантильное существо, не способное делать что-то самостоятельно, общаться с другими людьми и принимать решения. «Детство — самая счастливая пора жизни, не торопись взрослеть», «Играй, пока маленький, вот подрастешь…», «Мама тебя никогда не бросит» и так далее. Последствия этих «невинных» фраз довольно печальны. Ребенок, получая директиву «оставайся маленьким», решает, что родители не будут его любить, если он подрастет. «Ладно, я останусь маленьким и беспомощным, если этого так хочет мама». Это решение часто проявляется потом в голосе манерах, поведения, движениях. Такой человек действительно кажется совсем маленьким. Он не умеет поддерживать отношения с теми, кто ему нравится («мама это не одобрит»). Боится заниматься любимым делом, завести собственную семью («папочка может быть против»). Словом, ребенок, получивший директиву «не расти», так никогда и не вырастет, отдавая свою взрослую жизнь родителям. |
«Я не обязан участвовать в учебе моего ребенка, для этого есть учитель» |
В учебных неудачах детей родители склонны винить школу. Обвиняя школу и перекладывая на неё всю вину, родители этим самым самоустраняются от помощи собственным детям. Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет? Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность. Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ребёнок, родители не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что родители могут сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Активное присутствие родителей в жизни детей даёт чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях. Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе. Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться.
|
«Я лучше знаю, как учить моего ребенка, учитель не понимает его особенностей» |
Большинство родителей придают большое значение обучению своих детей, стремясь сделать из них выдающиеся личности. Но при этом не всегда чётко осознают свою роль в процессе школьного обучения. Родители помогают своим детям готовить уроки, сами разъясняют учебный материал, исправляют работы. Дети с малолетства привыкают к тому, что родители их опекают, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учёбе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить. |
«Не хочу стыдиться за своего ребенка, поэтому буду делать все с ним (за него)» |
В современном обществе придаётся большое значение полученным оценкам, а вовлечённость родителей в учебный процесс часто соотносят с успехами их детей в школе. Следствием этого является то, что многие родители посвящают себя полностью обучению своего ребёнка. Такая гиперопека полностью лишает ребёнка самостоятельности, подавляет его инициативу, не даёт развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкают, что за них кто-то всё будет решать и делать. Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
|
© 2019, Трусова Нина Александровна 1276