СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
- Законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
- Письмом Минобрнауки России «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» от 04.09.1997 г.
2.Цели и задачи
2.1. Цель - оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.
2.2. Основными задачами логопедической службы являются:
- устранение или ослабление недостатков произносительной стороны
речи,
-своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи;
учащимися адаптированных образовательных программ.
3.1. Основными направлениями деятельности учителя-логопеда являются:
3.2. Аналитико-диагностическая деятельность логопедической службы заключается в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции.
3.3 Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи.
3.4 Профилактическая и просветительская деятельность логопедической службы направлена на осуществление взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей предметного обучения и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом; охрану нервно-психического здоровья детей; адаптацию детей к школе, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.
Профилактическая деятельность логопедической службы осуществляется
Просветительская деятельность заключается в повышении уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, в учебное и внеучебное время.
3.5 Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического
процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Организационно-методическая деятельность включает в себя:
-выступление на родительских собраниях.
3.6 Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно – развивающей работы по всем направлениям.
занятий.
4.1.В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).
Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у учителя - логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными.
В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма. И, наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико-грамматическую стороны.
Учитель-логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося. По результатам обследования учитель–логопед делает заключение о состоянии письменной речи:
письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные не усвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается – дизорфография.
Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях, обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.
Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, учитель-логопед отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).
Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.
Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале, середине, конце слова).
При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
Обследование речи обучающихся, занимавшихся у учителя-логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены учителем-логопедом для продолжения занятий.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).
Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, для индивидуальных занятий отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются учителем - логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся или получают консультативную помощь.
Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.
Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.
© 2023, Дикая Наталья Александровна 46