СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

П о л о ж е н и е о логопедической службе

Нажмите, чтобы узнать подробности

      1. Общие положения

    1. Настоящее Положение о логопедической службе (далее - Положение) разработано в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2014 № 1598;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2014 № 1599;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);

- Письмом Минобрнауки России «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» от 04.09.1997 г.

  • 48 (в редакции инструктивного письма Минобрнауки России от 26.12.2000 г.
  • 3);
  • Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);
  • Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Письмом Минобрнауки России от 20.06.2002 «О рекомендациях по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»;
  • Уставом муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения.

2.Цели и задачи

2.1. Цель - оказание специальной коррекционно-развивающей помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.

2.2. Основными задачами логопедической службы являются:

  1. диагностика состояния устной и письменной речи учащихся;

  1. коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся: - формирование полноценного речевого общения у детей,

- устранение или ослабление недостатков произносительной стороны

речи,

  • уточнение и расширение словарного запаса,
  • совершенствование грамматического строя речи и устранение аграмматизмов,
  • развитие связной речи,

-своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи;

  1. распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся и воспитанников;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении

учащимися адаптированных образовательных программ.

  1. Направление деятельности логопедической службы

3.1. Основными направлениями деятельности учителя-логопеда являются:

  • аналитико-диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • профилактическая и просветительская работа;
  • организационно-методическое;

3.2. Аналитико-диагностическая деятельность логопедической службы заключается в комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи учащихся; сборе и анализе анамнестических данных; психолого-педагогическом изучении детей; дифференциальной диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования; определении прогноза речевого развития и коррекции.

3.3 Коррекционно-развивающая деятельность логопедической службы направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи.

3.4 Профилактическая и просветительская деятельность логопедической службы направлена на осуществление взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей предметного обучения и родителей по выявлению детей группы риска; предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом; охрану нервно-психического здоровья детей; адаптацию детей к школе, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.

Профилактическая деятельность логопедической службы осуществляется

  • форме выступлений на родительских собраниях, методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и групповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей, организует коррекционно-логопедическое воздействие с учётом этих данных. На коррекционно-развивающих занятиях учитель-логопед должен применять психокоррекционные приёмы на развитие психических функций, проводить психотерапевтическую работу с учащимися.

Просветительская деятельность заключается в повышении уровня профессионального мастерства педагогов образовательного учреждения и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционно-развивающей работы и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, в учебное и внеучебное время.

3.5 Организационно-методическая деятельность логопедической службы направлена на повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда, обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития учащихся, повышение эффективности коррекционно-логопедического

процесса, совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Организационно-методическая деятельность включает в себя:

    • разработку методических рекомендаций для логопедов, учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, по перспективному планированию;
    • изучение и обобщение передового опыта;
    • изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала;
    • участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей и логопедов;
    • посещение уроков русского языка и литературы, развития речи;

-выступление на родительских собраниях.

3.6 Исследовательско – аналитическая деятельность осуществляется в форме мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно – развивающей работы по всем направлениям.

  1. Обследование речи обучающихся и отбор их для логопедических

занятий.

4.1.В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены).

Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у учителя - логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.

Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными.

В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма. И, наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико-грамматическую стороны.

Учитель-логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося. По результатам обследования учитель–логопед делает заключение о состоянии письменной речи:

  • 1класс, первое полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением.
  • 1 класс, второе полугодие – 2 класс первое полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.
  • 2 класс, второе полугодия – Дисграфия, дислексия.
  • 4 класс, второе полугодие – Если нет специфических нарушений

письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные не усвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается – дизорфография.

Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях, обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.

Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, учитель-логопед отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами.

Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале, середине, конце слова).

При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у учителя-логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены учителем-логопедом для продолжения занятий.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).

Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, для индивидуальных занятий отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются учителем - логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся или получают консультативную помощь.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими.

  • речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.

Категория: Логопедия
19.12.2023 13:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!