СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая формула Олега Левакова. Голосование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы продолжаем разговор о бесконфликтной педагогике. Сегодня мы поговорим о принятии решения в группе путем голосования. В прошлый раз мы говорили о консенсусе и о его благотворном влиянии на коллектив. Если консенсус недостижим, группа переходит ко второму способу принятия решения – голосованию. Надо заметить, что решение, принятое голосованием, менее стабильно, чем консенсуальное, но к нему приходится прибегать в тех случаях, когда ребята не могут прийти к согласию даже путем поиска компромисса. Чем больше участников в группе, тем больше вероятность того, что консенсуса не будет. При голосовании, в отличие от консенсуса, степень причастности каждого участника группы к принятому решению уменьшается, что сказывается на скорости и качестве претворения такого решения в жизнь. Оказавшись в меньшинстве, его участники ощущают свои обязательства в связи с принятым решением в гораздо меньшей степени, нежели это происходит при достижении консенсуса. Большинство, после некоторого чувства удовлетворения победой, начинает тревожится по поводу соблюдения решения меньшинством, подчиняющемуся решению против воли. Меньшинство эмоционально переживает проигрыш. Голосование ведет скорее к соперничеству, чем к сотрудничеству. Это неизбежные последствия так называемой «редуцированной причастности». Педагогу заранее следует научить потенциальное меньшинство стойко переносить проигрыш и не считать его личным поражением. Дети должны усвоить, что выполнение решения большинства, принятое при справедливом голосовании – это поведение, достойное уважения. Участник, с уважением отнесшийся к мнению большинства, подтолкнет к достойному поведению членов группы, оказавшихся в меньшинстве в будущем. Обучение меньшинства достойному поведению – основная задача педагога при управлении детским коллективом в период принятия решения. Поскольку подсчет голосов – математическая процедура, ребятам необходимо разъяснить понятие «кворум». Кворум - установленное предварительным договором число участников собрания, достаточное для признания данного собрания правомочным. При вычислении кворума необходимо следовать правилам математики: дробные числа округляются в зависимости от первой цифры после запятой. Цифра «5» после запятой округляет число в сторону увеличения. Опоздавшие к началу обсуждения к голосованию не допускаются, так как не обладают полной картиной происходящего, они не восприняли всей совокупности аргументов «за» и «против», их волеизъявление сформируется в искаженных условиях. Ведущим собрания озвучивается суть проблемы. Каждый желающий из присутствующих может выступить в пределах регламента (например, не более пяти минут). Голосование может осуществляться поднятыми руками. Понятно, что в данном случае речь идет об открытом голосовании. Открытое голосование предпочтительно проводить в уже сложившемся коллективе, в котором его участники относительно независимы от социума. Однако, в некоторых случаях следует применить тайное голосование – голосование с применением бюллетеней и урны. При тайном голосовании можно получить результат, гораздо полнее отражающий истинное волеизъявление коллектива. Если вариантов, за которые можно проголосовать, несколько (два и более), применяется рейтинговое голосование. Оно бывает «мягким или «жестким». При мягком голосовании участник может проголосовать сразу за несколько вариантов. При «жестком» голосовании – участник голосует только за один вариант. При голосовании в один тур победившим считается вариант, за который подано больше всех голосов. При голосовании в два тура в финал выходят два варианта, получившие наибольшее количество голосов. Коллективное предпочтение при голосовании в два тура выглядит более явственно. При выборах той или иной персоны (командира, капитана, представителя и т.п.) голосование в два тура предпочтительнее. Голосование может быть простым (половина участников плюс один голос), а также квалифицированным (решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей или трех четвертей участников голосования). Квалифицированное голосование применяется при решении очень важных или болезненных для коллектива решений (отчисление члена коллектива, отставка старосты класса). В следующий раз мы продолжим разговор о бесконфликтной педагогике. Это была «Педагогическая формула» Олега Левакова.

18.07.2019 16:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП