СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема «Актуальность проблемы духовно- нравственной личности в современных условиях».
“Руководить нравственной личностью – это значит создавать тот моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце”.
В.А.Сухомлинского
Актуальность проблемы духовно-нравственной личности связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации,), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Главная цель духовно- нравственной личности - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются противоречивостью.
В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственной личности является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т.д. Исполнение высокодуховных истин это умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность.
Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность людей серьезным испытаниям на прочность. Духовно – нравственная пустота общества, отчуждение народа от своих национальных традиций, расширение средств массовой коммуникации, телевизионные каналы, переполненные агрессивной рекламой, боевиками породили ряд социальных конфликтов, которые являются сейчас болью нашего общества – разгул преступности, алкоголизм, рост наркомании. Именно поэтому сегодня наиболее важной задачей общества является необходимость поиска эффективных способов решения проблем духовно – нравственного воспитания молодежи, возрождения нравственных идеалов и духовности. Актуальность проблем духовно – нравственной личности молодежи побуждают к пересмотру многих идейно – нравственных ценностей и освоения новых духовных ориентиров. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно лишь знаний, даваемых обычным образованием. Нравственные импульсы нельзя правильно усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. И если сейчас не обращать внимания на состояние души, на духовно – нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы не сможем получить большого положительного результата в воспитании детей.
Воспитание духовно – нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Но как воспитать эти чувства: любовь, нравственность, гражданственность, духовность, человечность? Воспитать так, чтобы человек, живя в мире, помнил о мире как огромном единстве, ощущая свое место в этом мире. Поэтому сейчас предназначение школы, учителя, семьи состоит в том, чтобы воспитать ребенка, способного понять боль другого, способного оказать помощь в беде, чтобы он был здоровым и душой и телом. Огромную воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых. Иногда жизнь дает нам не только положительные, но и отрицательные примеры, на которые тоже стоит обращать внимание. Необходимо анализировать последствия таких неправильных поступков, извлекать правильные выводы. Впору и к месту приведенный нехороший пример помогает удержать ребенка от неверного поступка, сформировать понятие о безнравственном. Внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. В результате совместной деятельности детей происходит формирование гуманных взаимоотношений детей друг с другом, ребенок усваивает социально – исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о собственных возможностях и способностях, формируется его сознание, чувства, убеждения. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому необходимо слаженное внешнее воздействие всей образовательной среды, преподавателей, родителей.
Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.
Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:
Перечисленные выше принципы составляют основу воспитательной системы. Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического изучения каждого школьника. В связи с этим психология должна стать одной из важнейших областей педагогических знаний. Именно психолог должен быть первым помощником классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. В такой совместной деятельности произойдёт реальная гуманизация воспитательного процесса.
Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать другого человека, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством. Азбука эмоционально – духовно- нравственной личности воспитанника заключается в том, чтобы он, встретившись с человеком, мог почувствовать, что у того не спокойно на сердце. Нравственная воспитанность заключается в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла. Отзывчивость, человечность могут быть воспитаны тогда, когда ребёнок что-то или кого – то “приручает”, что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу. Это можно назвать материализацией нравственных нош в человеческих отношениях. Высшая духовность человека проявляется тогда, когда он чувствует желание принести радость другому человеку и в этом найти радость для себя. Развивается такое нравственное отношение постепенно. Начинается оно с заботы ребёнка о цветах, вещах, о живом и живущих, потом – это забота о людях. И хочется закончить словами
© 2022, Шинкевич Любовь Анатольевна 162