СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет Тема «Актуальность проблемы духовно- нравственной личности в современных условиях».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Актуальность проблемы духовно- нравственной личности в современных условиях».

“Руководить нравственной личностью – это значит создавать тот моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце”.

В.А.Сухомлинского

Актуальность проблемы духовно-нравственной личности связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации,), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Главная цель духовно- нравственной личности - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» отличаются противоречивостью.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственной личности является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией и т.д. Исполнение высокодуховных истин это умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность.

Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность людей серьезным испытаниям на прочность. Духовно – нравственная пустота общества, отчуждение народа от своих национальных традиций, расширение средств массовой коммуникации, телевизионные каналы, переполненные агрессивной рекламой, боевиками породили ряд социальных конфликтов, которые являются сейчас болью нашего общества – разгул преступности, алкоголизм, рост наркомании. Именно поэтому сегодня наиболее важной задачей общества является необходимость поиска эффективных способов решения проблем духовно – нравственного воспитания молодежи, возрождения нравственных идеалов и духовности. Актуальность проблем духовно – нравственной личности молодежи побуждают к пересмотру многих идейно – нравственных ценностей и освоения новых духовных ориентиров. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно лишь знаний, даваемых обычным образованием. Нравственные импульсы нельзя правильно усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. И если сейчас не обращать внимания на состояние души, на духовно – нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы не сможем получить большого положительного результата в воспитании детей.

Воспитание духовно – нравственных качеств начинается с воспитания любви к родному краю и родной культуре, к родному селу, родным традициям, родной речи. Но как воспитать эти чувства: любовь, нравственность, гражданственность, духовность, человечность? Воспитать так, чтобы человек, живя в мире, помнил о мире как огромном единстве, ощущая свое место в этом мире. Поэтому сейчас предназначение школы, учителя, семьи состоит в том, чтобы воспитать ребенка, способного понять боль другого, способного оказать помощь в беде, чтобы он был здоровым и душой и телом. Огромную воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых. Иногда жизнь дает нам не только положительные, но и отрицательные примеры, на которые тоже стоит обращать внимание. Необходимо анализировать последствия таких неправильных поступков, извлекать правильные выводы. Впору и к месту приведенный нехороший пример помогает удержать ребенка от неверного поступка, сформировать понятие о безнравственном. Внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. В результате совместной деятельности детей происходит формирование гуманных взаимоотношений детей друг с другом, ребенок усваивает социально – исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о собственных возможностях и способностях, формируется его сознание, чувства, убеждения. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому необходимо слаженное внешнее воздействие всей образовательной среды, преподавателей, родителей.

Сегодня на первое место встаёт вопрос и в гуманизации воспитательного процесса. Конечной целью гуманистического воспитания является сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию и саморазвитию. Человек, способный ко всему этому, в идеале должен обладать следующими качествами: это свободная, гуманная, духовная, творческая и практическая личность.

Чтобы воспитать такую личность, следует соблюдать основные принципы, идеи гуманистического воспитания:

  1. Личностный подход – признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каким он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
  2. Гуманизация межличностных отношений предполагает отношение к ребёнку, терпимое отношение к его мнению, доброту и понимание. Авторитарность, грубость, насилие над ребёнком губят воспитательный процесс и ребёнка как личность. В школе должно быть как меньше страха. Страх, чувство вины, чувство незаслуженного стыда – всё это тормозит развитие ребёнка.
  3. Опора на чувство ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами.
  4. Деятельный подход в воспитании: ребёнок не только готовится в школе к будущей жизни – он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его способностям и особенностям деятельность: здоровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая.
  5. Средовый подход – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения. В этом смысле семья займёт особое место и требует особого внимания.
  6. Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
  7. Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
  8. Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
  9. Комплексный подход предполагает воспитание и развитие каких – либо качеств ребёнка в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащегося, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Перечисленные выше принципы составляют основу воспитательной системы. Школа может успешно выполнять свои воспитательные функции лишь при условии систематического изучения каждого школьника. В связи с этим психология должна стать одной из важнейших областей педагогических знаний. Именно психолог должен быть первым помощником классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьников. В такой совместной деятельности произойдёт реальная гуманизация воспитательного процесса.

Путь к вершине нравственности начинается с отношения к человеку. Долг начинается с умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать другого человека, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством. Азбука эмоционально – духовно- нравственной личности воспитанника заключается в том, чтобы он, встретившись с человеком, мог почувствовать, что у того не спокойно на сердце. Нравственная воспитанность заключается в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла. Отзывчивость, человечность могут быть воспитаны тогда, когда ребёнок что-то или кого – то “приручает”, что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу. Это можно назвать материализацией нравственных нош в человеческих отношениях. Высшая духовность человека проявляется тогда, когда он чувствует желание принести радость другому человеку и в этом найти радость для себя. Развивается такое нравственное отношение постепенно. Начинается оно с заботы ребёнка о цветах, вещах, о живом и живущих, потом – это забота о людях. И хочется закончить словами

10.03.2022 03:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!