СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песочная терапия, как средство развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?» Одни говорят — еще в утробе матери; другие — не учите вообще, школа научит; третьи — посоветуют отдать вашего ребенка в руки грамотных специалистов, как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто. Действительно, ребенок начинает познавать мир, еще находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная чувствительность. Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения. Дети тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам, могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размазать ее по себе, столу и любимому родителю, им нужно все попробовать «на зуб», но главное — их просто тянет к тому, что нельзя. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И родители, и педагоги вынуждены ставить перед ребенком череду запретов. Как же сохранить связь между ребенком и взрослым, предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Можно обратиться к ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка ему хочется творить что-то свое, ломать, чтобы ощутить собственную силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это отражение взрослого мира. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это — традиционные игры с песком. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, педагоги и родители, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. Сегодня многие дошкольные учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но мало кто знает, как оптимально их использовать.

Немного из истории

Принцип песочной терапии был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой». Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались в основном представители юнгианской школы, например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако в обучающих целях возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Именно поэтому многих авторов, в том числе и меня, заинтересовала песочная терапия и натолкнула на создание собственной песочницы (Фото №1). По тому же принципу мной был создан короб с зерном (Фото №2).

Названия пособий: «Волшебная песочница»; «Веселый двор»

Цель: развитие речи дошкольников;

Задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей;

- работать над звукопроизношением;

- вести активную работу над лексической стороной речи;

- формировать грамматический строй речи;

-работать над формированием фразовой речи детей;

-развивать психические процессы.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Фото №1

Фото №2

Основные принципы организации игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Для этого педагогам и родителям необходимо подобрать задание, соответствующее возможностям ребенка; предложить инструкцию к играм в сказочной форме; исключить негативную оценку действий ребенка и его идей, поощрять фантазию и творческий подход ребенка. 2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. 3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.

Что нужно для игры в песок?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают с учетом величины группы — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» — для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов. Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера. 2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта». 3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:

  1. Куклы, человечки;

  2. Здания: дома, школы, церкви, замки;

  3. Животные: домашние, дикие, доисторические и пр.;

  4. Машины: сухопутные, водные, космические, фантастические;

  5. Растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;

  6. Постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

  7. Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;

  8. Символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;

  9. Сказочные герои: злые и добрые;

  10. Живая зелень и пр.;

  11. Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;

  12. Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

Приемы использования песочной терапии в процессе НОД по речевому развитию:

1.Поиск игрушек в песке с последующим их называнием и обобщением;

2.Подбор и разделение игрушек на заданный звук;

3.Подбор сюжета по прочитанному рассказу;

4.Развитие лексико – грамматических средств языка с помощью игр: «Один – много», « Назови ласково», «Большой – маленький», «Что лишнее?»

5.Пересыпание песка из одной руки в другую, пропускание песка сквозь пальцы;

6.Знакомство со свойствами песка;

7.Развитие психических процессов (мышления, памяти, воображения, восприятия).

Примеры использования песочной терапии при изучении лексических тем с дошкольниками:

Лексическая тема: «В подводном мире» (Фото№3)

Фото№3

Лексическая тема: «Веселый двор» (с использованием короба с зерном) (Фото №5)

Фото№5

Лексическая тема: «В стране игрушек» (Фото №6)

Фото№6

Список используемой литературы:

1. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

3. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.

4. Скавитина А. - Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. –Москва, 2001

5. Штейнхард Л. – Юнгианская песочная терапия.

Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?» Одни говорят — еще в утробе матери; другие — не учите вообще, школа научит; третьи — посоветуют отдать вашего ребенка в руки грамотных специалистов, как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто. Действительно, ребенок начинает познавать мир, еще находясь в утробе матери. Причем учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная чувствительность. Появившись на свет, ребенок активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения. Дети тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам, могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размазать ее по себе, столу и любимому родителю, им нужно все попробовать «на зуб», но главное — их просто тянет к тому, что нельзя. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И родители, и педагоги вынуждены ставить перед ребенком череду запретов. Как же сохранить связь между ребенком и взрослым, предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе, направлять, не ограничивая? Можно обратиться к ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка ему хочется творить что-то свое, ломать, чтобы ощутить собственную силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это отражение взрослого мира. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это — традиционные игры с песком. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, педагоги и родители, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. Сегодня многие дошкольные учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но мало кто знает, как оптимально их использовать.

Немного из истории

Принцип песочной терапии был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой». Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались в основном представители юнгианской школы, например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако в обучающих целях возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Именно поэтому многих авторов, в том числе и меня, заинтересовала песочная терапия и натолкнула на создание собственной песочницы (Фото №1). По тому же принципу мной был создан короб с зерном (Фото №2).

Названия пособий: «Волшебная песочница»; «Веселый двор»

Цель: развитие речи дошкольников;

Задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей;

- работать над звукопроизношением;

- вести активную работу над лексической стороной речи;

- формировать грамматический строй речи;

-работать над формированием фразовой речи детей;

-развивать психические процессы.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Фото №1

Фото №2

Основные принципы организации игр на песке

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Для этого педагогам и родителям необходимо подобрать задание, соответствующее возможностям ребенка; предложить инструкцию к играм в сказочной форме; исключить негативную оценку действий ребенка и его идей, поощрять фантазию и творческий подход ребенка. 2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. 3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.

Что нужно для игры в песок?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают с учетом величины группы — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» — для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов. Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера. 2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта». 3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:

  1. Куклы, человечки;

  2. Здания: дома, школы, церкви, замки;

  3. Животные: домашние, дикие, доисторические и пр.;

  4. Машины: сухопутные, водные, космические, фантастические;

  5. Растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;

  6. Постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

  7. Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;

  8. Символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;

  9. Сказочные герои: злые и добрые;

  10. Живая зелень и пр.;

  11. Домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;

  12. Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

Приемы использования песочной терапии в процессе НОД по речевому развитию:

1.Поиск игрушек в песке с последующим их называнием и обобщением;

2.Подбор и разделение игрушек на заданный звук;

3.Подбор сюжета по прочитанному рассказу;

4.Развитие лексико – грамматических средств языка с помощью игр: «Один – много», « Назови ласково», «Большой – маленький», «Что лишнее?»

5.Пересыпание песка из одной руки в другую, пропускание песка сквозь пальцы;

6.Знакомство со свойствами песка;

7.Развитие психических процессов (мышления, памяти, воображения, восприятия).

Примеры использования песочной терапии при изучении лексических тем с дошкольниками:

Лексическая тема: «В подводном мире» (Фото№3)

Фото№3

Лексическая тема: «Веселый двор» (с использованием короба с зерном) (Фото №5)

Фото№5

Лексическая тема: «В стране игрушек» (Фото №6)

Фото№6

Список используемой литературы:

1. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

3. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.

4. Скавитина А. - Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. –Москва, 2001

5. Штейнхард Л. – Юнгианская песочная терапия.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, педагоги и родители, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира. Сегодня многие дошкольные учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но мало кто знает, как оптимально их использовать.

17.08.2019 15:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!