СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Впервые в качестве “средства лечения” песок открыл швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.
В 1920-х годах детский врач Маргарет Ловенфельд в институте детской психологии в Англии стала использовать “Технику Мира”. “Техника Мира” – это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира.
В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Будучи юнгианским аналитиком, Д. Калфф дала “Технике Мира” юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это “Песочной терапией”. Д. Кальфф полностью посвятила себя этому методу и развивала его в течение всей своей жизни.
В России «песочная терапия» получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптируемые данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. (доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, Грабенко Т. М. (кандидат педагогических наук, проректор по научной работе Института сказкотерапии).
Песочная терапия для дошкольников
Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.
Цели песочной терапией
• Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность
• Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений
• Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению
• Дифференциация, автоматизация звуков.
• Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства
• Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии
• Снижение психофизического напряжения
• Актуализация эмоций
Задачи песочной терапии
Образовательные:
• Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета
• Обучать умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера
• Обучать специальным движениям и их выполнение детьми
• Учить выстраивать композиции на песке по образцу
• Закреплять представления об окружающем мире
Развивающие:
• Развивать психические процессы (внимание, память)
• Развивать логическое мышление
• Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
• Развивать умение действовать по инструкции
• Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности
Воспитательные:
• Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми
• Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности
• Воспитывать слуховое внимание и память
• Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации
• «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке
Дети, нуждающиеся в игре с песком:
• Различные формы нарушения поведения;
• Сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками;
• Психосоматические заболевания;
• Речевые нарушения
• Повышенная тревожность, страхи;
• Сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод, появление младшего ребенка)
• Неврозы.
Методы и приемы песочной терапии, используемых в работе:
• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
• Словесные методы - беседы, рассказ педагога.
• Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование)
Формы проведения занятий
• Индивидуальная
• Групповая
© 2018, Каудинова Карлыгаш Токтарбековна 363