СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушение познавательных функций и речи у детей часто сопровождается эмоциональными сложностями и, как следствие, проблемами в поведении, в отношениях со взрослыми и сверстниками, сниженным эмоциональным фоном и другими "вторичными" трудностями. Это связано с тем, что ребенок с нарушениями развития чувствует, что он не может соответствовать требованиям окружающих его людей, не оправдывает их ожиданий, не справляется с тем, что его сверстники могут делать легко и непринужденно. Зачастую это его расстраивает, тревожит, самооценка ребенка снижается. И особенно острыми эти переживания становятся в отношениях с родителями они могут испытывать чувство вины, стыда, злости и раздражения на ребенка и сложившуюся ситуацию, неловкость и напряжение в общении с другими людьми. Ребенок, являясь частью семьи, не может не чувствовать этого.

С другой стороны, проблемы в отношениях в семье, конфликты, невротизированность, непонимание и отсутствие поддержки могут приводить к речевым проблемам, проблемам в общении, учебе (сложности усвоения нового материала, нарушениям внимания, памяти, страх отвечать, пассивность в учебной деятельности). Эти проблемы, к сожалению, могут стать единственно возможной попыткой ребенка обратить внимание на него, на его потребности и переживания в семье.

Это сложные ситуации для всей семьи, в которых может понадобиться помощь специалиста.

Песочная терапия как игровой подход в работе с детьми берет свое начало, как это ни удивительно, в наблюдениях известного писателя-фантаста Герберта Уэллса за своими детьми "Игры на полу" ("Floor Games", 1911). Английский психолог Маргарет Ловенфельд, основательница Лондонского Института детской психологии, соединила фигурки с песком и водой. Дети, с которыми она работала, быстро освоив новый вид игры, сразу же стали переносить фигурки в песочницу и строить в ней то, что они называли "Мой мир". Таким образом, именно дети дали название новой методике работы "Техника Мира" (World Technique). А в конце 50-х годов XX века швейцарский юнгианский аналитик, детский психотерапевт Дора Калфф, ученица К.Г.Юнга, соединила опыт Ловенфельд с юнгианским направлением и стала родоначальницей юнгианской песочной терапии (Sandplay) как отдельного психотерапевтического направления.

Песочная терапия эффективна в работе не только с детьми, но и со взрослыми. Она помогает выразить чувства, переживания, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор. Как говорила Дора Калфф, песочная терапия является способом установить доступ к глубоким уровням психики, к ее бессознательным самоисцеляющим возможностям, проявляющимся при определенных условиях. Это становится возможным в безопасном пространстве, где человек как взрослый, так и ребенок, - чувствуя, что он не один, и одновременно с этим свободен и защищен, может превращать внутренние тревожащие образы в видимые, осязаемые.

Песочная терапия эффективна при работе с травматическими переживаниями, с психосоматическими расстройствами, при сложностях в общении. Она может быть эффективной как для рациональных, интеллектуализирующих, "мыслительных" людей, так и для тех, кому сложно высказать, подобрать слова для своих переживаний, кто боится своего внутреннего голоса и не хочет его слышать. Детям поднос с песком помогает справиться с высокой тревожностью, пассивностью, чувством изолированности и одиночества, школьными трудностями, причинами которых часто становятся эмоциональные проблемы ребенка.

В настоящее время существуют различные ответвления юнгианской песочной терапии, классического подхода, имеющего под собой развитую теоретическую базу, песочная терапия в русле сказкотерапии, развивающие игры на песке, групповая работа с песочницей.

Необходимо принимать во внимание, что классическая юнгианская песочная терапия, несмотря на то, что является одним из самых безопасных, мягких психотерапевтических методов, имеет все-таки ряд ограничений. Необходим определенный уровень интеллектуальной зрелости, способность понимать и соблюдать правила создавать картину в рамках песочного подноса, не вносить изменений в уже созданную композицию, не говоря уже о таких, на первый взгляд очевидных, правилах, как не разбрасывать песок по комнате, не есть его и так далее.

В случае нарушенного или задержки психического развития приходится сталкиваться и с несоблюдением границ песочницы, и с раскидыванием игрушек или хаотичным пересыпанием песка, с попытками попробовать песок на вкус и бессистемным манипулированием игрушками без намека на сюжет и мало-мальски осмысленную композицию. Тем не менее, для таких детей песочная терапия также имеет большое значение в коррекции их развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Песок и вода как важнейшие природные элементы, символизирующие жизнь, энергию, внутренний психический материал человека, являются мощными энергетическими субстанциями. Взаимодействие с песком и водой оказывает стабилизирующее, гармонизирующее воздействие на эмоциональное самочувствие ребенка. Все мы помним то удовольствие и расслабление, которое получали от игр с песком на берегу моря, реки или озера. Играя с песком в классе, ребенок получает возможность воссоздать это чувство в безопасной, поддерживающей атмосфере доверия. На этом фоне создается уникальная возможность для развития психики ребенка.

Чтобы использовать песочную терапию, как для диагностических, так и для терапевтических целей, необходим деревянный ящик с голубыми стенками и дном (символ воды и воздуха), миниатюрные игрушки (размер не более 8 см), отражающие все стороны жизни на Земле. Это люди (дети и взрослые разных профессий), предметы быта, транспорт, здания (избушки и дворцы), животные, растения, камни (натуральные и искусственные), сказочные герои (отлично подходят игрушки из «Киндер-сюрприза»), разные необычные штучки (шкатулочки, ленточки, «драгоценности»), а также ангелы и страшилки. Обязательно присутствие таких героев, как Баба-Яга (символ матери) и Волк (символ отца).

При первом знакомстве с «Волшебной коробкой», необходимо объяснить ребенку, что ему можно все — строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно — бросать песок на пол. Необходимо заинтересовать ребенка, например сказав, что это не простой песок, это пустыня. А малыш — волшебник и может превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой ему будет хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя — отвечать на вопросы ребенка, сопереживать с ним развитие сюжета. Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную свободу его фантазии. Если ребенок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому, лучше всего будет «заняться своими делами» — сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это дает ребенку состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой.

Когда игра закончена, следует попросить ребенка рассказать или показать, что у него получилось. Если он отказывается, не следует настаивать. Можно просто сказать, что вам очень понравилась песочная картинка, и спросить, можно ли ее сфотографировать. Как правило, все дети хотят запечатлеть свою «волшебную страну» и позволяют это сделать, а потом с нетерпением ждут фотографии.

Уже на первом занятии можно узнать очень многое о своем подопечном:

· состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);

· уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);

· уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);

· сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);

· личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении со взрослым, общее эмоциональное состояние).

В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:

· уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

· уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

· эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

· стиль семейных отношений (диалоги между героями);

· уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

· устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

· воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

В конце занятия специалист выясняет следующие качества ребенка:

· уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);

· уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;

· умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;

· на групповых (2-4 человека) занятиях — уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками. Тревожные, неуверенные в себе дети уже на «стадии хаоса» (первой стадии развития игры) ведут себя неуверенно. Они очень осторожно выбирают игрушки, часто оборачиваются, спрашивают разрешения у психолога, даже после неоднократных напоминаний, что здесь можно брать все. Во время сеанса пересыпают песок из руки в руку, закапывают игрушки в песок, рельеф местности строят гладкий, чаще используют искусственные постройки и т. п.

Дети с низкой познавательной способностью не интересуются, где и какие лежат игрушки, на «стадии хаоса» либо хватают все подряд, либо не берут незнакомые предметы и не пытаются узнать, что же это такое.

О наличии страхов свидетельствуют выбранные «страшные» игрушки — монстры, драконы, насекомые и др. Ребенок часто берет их в поднос, но не помещает на песочный лист, а прячет под песочницу либо закапывает в песок, приговаривая: «Этот дракон не может выйти. Он никого не съест», «Эта страшила всех пугает, ест, убивает» и т. д.

У детей с плохо развитой моторикой игрушки часто падают, не становятся друг на друга, не помещаются на задуманное место и т. п. Во время перехода ребенка от песочницы к полкам, по тому, как он устраивается возле песочницы, можно судить и о развитии крупной моторики.

Внутрисемейные проблемы, межличностные отношения, стиль семейного воспитания дети проигрывают в своих сказочных сюжетах.

Стиль поведения во время песочной терапии детей с задержкой психического развития, детей с пограничной умственной отсталостью, с дебильностью и близких к нормальному развитию заметно различается:

· чем более глубокая задержка психического развития по интеллектуальному типу, тем менее организованно ведет себя ребенок в песочнице: не выполняет единственного запрета в «волшебной комнате» — не сыпать песок на ковер;

· сюжет более беден, а при умственной отсталости полностью отсутствует;

· не запоминает, где и какие брал игрушки;

· с трудом обобщает; не догадывается, куда положить машинку, глядя на полку, полностью заставленную разными видами транспорта;

· задержка психического развития по инфантильному типу проявляется в неуверенном, настороженном поведении в песочнице, страхе оказаться одному в комнате, в построении картин с заборами, большим количеством домиков, в скученности игрушек в одном месте.

Использование приемов формирования функций самоконтроля, регуляции поведения — с одной стороны, снижение эмоционального напряжения и тревоги — с другой стороны — позволяет за относительно небольшой период времени сделать сдвиг в сторону конструктивного решения конфликтных отношений ребенка с окружающим миром.

Использованная литература

Большебратская Э.Э. Песочная терапия.

Виктория Михайловна Рошаль Энциклопедия символов.

Вачков И.В. Введение в сказкотерапию.

Видео-семинар обучающий "Интегративная песочная терапия".

19.11.2017 16:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП