В 5-м классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель — учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Иногда дети даже меняют школу, у них появляются новые одноклассники. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Большинство детей переживает это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Адаптация в 5-м классе во многом сходна с адаптацией в 1-м классе.
Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней — все это является довольно серьезным испытанием.
В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.
Уважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь. Если вы чувствуете, что адаптация затягивается, обратитесь к школьному психологу. Что затрудняет адаптацию?
-
Противоречивость и рассогласованность требований разных педагогов. К школьнику впервые предъявляют много требований и много человек. И он должен научиться учитывать эти требования, соотносить их друг с другом, преодолевая связанные с этим трудности, потому что эти умения необходимы во взрослой жизни.
-
На пятиклассника обрушивается поток информации, насыщенный терминами, непонятными словами. Выход простой: разъясните ребенку, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала и в связи с этим необходимо обращаться к справочникам, словарям.
-
В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда — неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей — других. Важно понять, что все это — естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.
Нам следует стать более внимательными, благожелательными, таким образом помогая школьнику освоить эту позицию.
В этом периоде родителям можно воспользоваться рекомендациями специалистов Филадел^фийсКогодётскбг о центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка»:
-
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, которые ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
-
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время беседы выразите свое стремление улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой
наказаний и поощрений.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат.
-
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для выполнения их наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
-
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например: любит фильмы — купите книгу, по которой поставлен фильм, так возникнет любовь к чтению; любит играть — покупайте справочники, так возникнет стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную
и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка про
исходят изменения.
Проблемы в учебе пятиклассников
Пятиклассники страстно желают хорошо учиться, чтобы радовать
окружающих. Но, столкнувшись с первыми трудностями, часто
разочаровываются.
Несколько слов об учебных проблемах пятиклассников:
1. Слабая учебная подготовка в начальных классах.
2. Несформированность умения анализировать и синтезировать
(неразвитые мыслительные действия и операции), плохое речевое
развитие, слабые вни-мание и память.
3. Неразвитая воля — нежелание, «невозможность», по словам ученика, заставить себя постоянно заниматься. Их не привлекает цель, так как для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к своей деятельности. Пути решения проблем
1. Помогайте школьнику в учебе, добивайтесь, чтобы он досконально
понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Пусть
ребенок вы-полнит одно-два подобных задания и подробно объяснит, что и
как он делает.
-
Развивайте внимание, мышление и память ребенка, играйте с ним в игры на развитие наблюдательности (в разведчиков, охотников, индейцев на хоте и т. д.), решайте посильные головоломки, разгадывайте шарады, кроссворды. Делайте это все как можно чаще.
-
Развивайте волю ребенка, приучайте его к режиму дня, эмоционально окрашивайте его учебную деятельность, но не переусердствуйте, иначе может возникнуть так называемая «эмоциональная усталость»: ребенок может стать капризным, раздражительным, плаксивым. Используйте юмор, но не сарказм и насмешки! Терпите их шутки, какими бы тупыми они вам не казались, используйте юмор в елях разрядки и привлечения ребенка на свою сторону.
4. Очень важно в учебных и во всех других занятиях помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности; с помощью взрослых следует развить у него стремление совершенствовать свои способности. Начните с выработки привычки хорошо выполнять домашние задания. В этом может помочь памятка для школьников «Как готовить домашние задания» (см. кл. час «Знания — мой капитал»).
Физиологические проблемы пятиклассников и режим дня.
Памятка для родителей.
ВАЖНО ЗНАТЬ:
-
об увеличении физической и умственной нагрузки как следствии изменения режима для школьника по сравнению с начальной школой;
-
о быстром физиологическом взрослении многих детей, гормональном изменении в организме;
-
об изменении в питании ребенка, связанном с его большей самостоятельностью.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
-
Необходимость смены системы учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
-
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника: наблюдение за правильной позой во время выполнения уроков, соблюдение светового режима.
-
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
-
Закаливание ребенка, создание в доме спортивного уголка для обеспечения двигательной активности, занятия спортом, поддержка со стороны семьи.
-
Воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка как главных условий для сохранения его здоровья.
Полезная информация родителям пятиклассников Понаблюдайте за своим ребенком. Как пятиклассник он должен:
-
уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;
-
правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в делах и в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;
• стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься
самостоятельно;
• уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и
девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
• иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без
напоминания, помогать родителям;
• уметь общаться с другими взрослыми (продавцом, врачом и т. д.);
• предвидеть последствия своих действий, делать правильный и
безопасный выбор.
Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью
Вашего ребенка
• Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в
домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
• Воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах.
-
Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
-
По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребенок будет рад видеть Вашу заинтересованность.
-
Помогайте ребенку делать домашние задания, но не выполняйте их сами.
• Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка,
появившиеся в связи с преподаванием новых предметов.
Письмо - обращение к самым близким и дорогам людям — моим
родителям
-
Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать все то, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
-
Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
-
Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
-
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
-
Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
-
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю веши, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
-
Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
-
Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».
-
Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
-
Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
-
Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
-
Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда гнев уступит место здравому смыслу.
-
Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
-
Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, — это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
-
Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
-
Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете
это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.
-
Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
-
Не забудьте, что я развиваюсь, а значит — экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
-
Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
— Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие
от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
-
Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
-
Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
-
Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
-
Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном,
-
Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
-
Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
-
Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
-
Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
— Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый
день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.
– Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я ваш ребенок! |