СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Педагог без любви к ребенку - все равно,
что певец без голоса, музыкант без слуха,
живописец без чувства цвета.
Недаром все великие педагоги,
мечтая о школе радости, создавая ее,
безмерно любили детей».
Т. Гончаров
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении.
Инклюзивное образование является одной из составляющих образования. Субъект инклюзии – это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. У этих детей наблюдается: более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития; эмоциональная незрелость; явные трудности управления своим поведением; трудности социальной адаптации; низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.
Одним из ключевых является педагог, способный создавать и поддерживать инклюзивный процесс. Профессионал должен дать шанс раскрыться каждому ребенку; не давить, не делить на слабых и сильных, а помочь. Ведь каждый из наших учеников – маленькая звездочка, и мы должны стараться помочь каждой звездочке стать яркой звездой. Настоящий профессионал с вниманием и уважением относится к каждому ребенку. Сложность образовательной работы, процесса преподавания и учения в современных условиях требует более полного понимания и более широкого кругозора со стороны учителей, если они настроены на адекватное выполнение своих функций. Сложности сопутствует сомнение. Профессионал тот, кто знает, как работать в такой обстановке, кто умеет справиться с сомнениями, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов и может, используя свое мастерство, эффективно реализовать принятые решения или восстановить ситуацию в прежнем положении, если первоначальные решения оказались неправильными, нежелательными или недейственными. Профессионализм по своей природе отличается многоплановостью и не предполагает однозначных ответов «правильно» или «неправильно». Профессионал выступает в роли мастера-практика, который, отставив формулы, предписания и алгоритмы, оценивает сложные ситуации и использует свое видение, интуицию и здравый смысл, чтобы вынести правильное суждение и принять адекватные меры в сложившихся педагогических ситуациях.
Внутренние убеждения педагога-профессионала можно представить следующим образом: «Я знаю, зачем и что делаю; вижу пути достижения своих целей; чётко знаю границы, в том числе этические, своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».
Педагог в инклюзивной школе должен использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; учеников с ограниченными возможностями.
Современный учитель в инклюзивной школе, с моей точки зрения, должен совмещать в себе и современные методы обучения и простые человеческие качества, которые ценились испокон веков, такие как: любовь к окружающим, терпение, чуткость и отзывчивость. Как говорил Адольф Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». И я с ним полностью соглашусь. Конечно же, в первую очередь, современный учитель должен сам быть примером для своих учеников. По моему мнению, такой учитель завоюет внимание даже самого неподатливого ученика одним своим примером. Этот ученик, видя перед собой достойный образец для подражания, захочет меняться к лучшему, будет стремиться к знаниям. И тем самым учитель сам себе облегчит работу, потому что любой ученик с удовольствием последует за образцовым учителем.
Так же необходимым качеством для учителя является любовь к детям. Я считаю, что человек должен выбирать профессию учителя только от такой любви, желания и стремления учить их и делать этот мир лучше. Конечно, любовь к детям требует колоссальной напряженности и самоотдачи, но то, что учитель получает взамен - детскую привязанность и успехи, - не сравнить, ни с чем. Важнейшим требование к педагогу в инклюзивной школе является: готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Наличие профессиональной установки на оказание любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
Так же, по моему мнению, немаловажным является то, что учитель должен обладать неиссякаемым источником энергии, идей и новых желаний, ведь человек никогда не должен останавливаться на достигнутых вершинах. Он должен всё время самосовершенствоваться, искать новые методы обучения и подачи информации. Такой учитель, несомненно, будет интересен ученикам. Ведь если педагог не будет бояться развиваться и менять способ подачи информации, то и ученики смогут начать думать «по новому», неординарно, что порой очень ценно в современном обществе.
Так же, на мой взгляд, любой учитель должен получать хорошие результаты от своей работы, я имею в виду учеников. Как говорил Дм. Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Ведь главное призвание учителя - это взращивать «молодые ростки», вести за ними уход, питать их корни новыми открытиями, освещать их своими знаниями и оберегать их от пагубных воздействий, своевременно остерегая их от ошибочных выборов. Действительно, единственным показателем хорошего учителя являются его ученики. И жалок будет тот учитель, которого не превзойдёт ученик, думаю, что большей гордости для него и не может быть. Это лучший показатель хорошего учителя, ведь весь его вложенный в ученика труд будет оправдан. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В связи с этим мне хочется вспомнить слова Яна Амоса Каменского: «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает». Успешность обучения ребят с особыми образовательными потребностями, комфортность их пребывания в образовательном учреждении зависит от нас – учителей.
Несомненно, так же задачей учителя является умение увидеть и раскрыть в ученике его талант, ведь каждый человек особенен по - своему. Лишь в хороших руках этот ученик сможет раскрыть и развить свой талант. Каждого человека можно сравнить с необработанным драгоценным камнем. Если мастер даст правильную огранку и отшлифует камень, то он будет переливаться разными цветами и украсит коллекцию мастера.
Ну и конечно, учитель должен быть другом для учеников. Преподавание становится легче, если ученики будут относиться к учителю с доверием и уверенностью, что они будут поняты им. Ведь для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие. На мой взгляд, цель инклюзии – придание уверенности в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Мы – учителя, должны дать возможность этим детям пойти в школу вместе со всеми другими детьми: друзьями, соседями, знакомыми. Для того чтобы всем детям было комфортно рядом с нами, учитель должен обладать такими качествами, как гуманизм, толерантность, а также должен изучать особенности личности своих воспитанников, чтобы найти правильный профессиональный подход ко всем детям.
Подводя итог, отмечу следующее. Опыт, умение, навык - все это не менее важно, однако, если человек пришел в педагогическую профессию и не прикипел к ней душой, он, с моей точки зрения, не станет по-настоящему успешным, и, к сожалению, не сможет реализовать себя в полной мере.
Для меня педагог в инклюзивной школе – это учитель со значительным профессиональным опытом, который в совершенстве знает свой предмет, обладает высоким уровнем культуры. Он умеет воспринимать, слышать и слушать детей. Взаимодействует с коллегами. Занимается самообразованием. Справедлив и ровен в общении со всеми учащимися. Знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность, как в обучении, так и в воспитании школьников. Проявляет исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает.
Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.
© 2017, Опарина Ирина Владимировна 2977