СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема готовности детей к школе является важной не только для учёных, педагогов и родителей, она стала социально значимой для страны в целом. Это не только научная, но и в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая проблема, ещё не получившая своего окончательного решения. А от её решения зависит многое, в конечном счёте, судьба детей, их настоящее и будущее.
Сегодня уровень подготовленности детей к обучению в школе значительно снизился. Часто обучение в школе сводится к «натаскиванию» их в процессе занятий, аналогичных по форме и содержанию обычным школьным урокам. Тем самым искажаются закономерные тенденции детского развития. Ещё 30 лет назад один из крупнейших отечественных психологов А.В. Запорожец предостерегал от интенсификации дошкольного воспитания, которую назвал «искусственной акселерацией детского развития». Сейчас эти идеи актуальны как никогда и в связи с введением в России «предшкольного образования».
Исследователи различных специальностей (психологи, педагоги, физиологи) изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать обучение детей в школе. Так, выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе: физиологическую, социальную, психологическую и специальную готовность к усвоению предметов курса начальной школы.
Основополагающей является физическая готовность к школе, которая определяется состоянием здоровья ребёнка.
Это в прошлом веке знания обновлялись каждые 30 лет. Сегодня только за год обновляется 15% информации. Придётся учиться всю жизнь, и на это должно хватить здоровья. А с ним-то как раз начинаются проблемы в школьные годы чудесные.
Часто болеющие, физически ослабленные дети даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребёнка. Систематическая учебная работа, большой объём новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.
Готов ли организм ребёнка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения эта перестройка ещё не закончена, и в школьные годы ещё продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребёнка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, но в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребёнка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, переход на обучение с более раннего возраста и т.д. Новые программы, по которым дети сейчас учатся, в 40% случаев ориентированы на «продвинутый» уровень образования. Появляются новые предметы. Кто же будет спорить, что иностранный язык лучше учить с первого класса, чем с пятого. Понятно, что нужно преподавать правоведение, риторику, знакомить учеников с мировой культурой. Но в тоже время курс математики, химии, физики, русского языка остался в том же объёме.
К сожалению, ориентируясь на школьные программы, детские сады стали активно внедрять школьные формы обучения. В результате резко увеличилась нагрузка на детей. Интеллектуализация образования дошкольников сегодня носит массовый характер. Умственные перегрузки, сокращение двигательной активности детей тормозят развитие качеств личности, необходимых для успешного формирования новой социальной роли школьника. Не стоит забывать о том, что именно в дошкольном возрасте происходит закладка фундамента свойств личности, формируется базис личностной культуры, который в дальнейшем позволит ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.
Советы родителям
Обучение в школе — важный и ответственный период в жизни малыша. Помочь ему развить и сохранить интерес к новым знаниям, искренне радоваться его успехам, пусть даже незначительным, поддержать его в минуты, когда ему бывает сложно справиться с непростыми задачами — в этом истинное предназначение взрослого.
© 2016, Борискина Светлана Владимировна 539