СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование учебных занятий. Учет успеваемости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычно планирование урока осуществляется в виде плана – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане – конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.

Планирование каждого конкретного урока не возможно без планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.

В календарно-тематическом планировании, размещенном на сайте белорусского образовательного портала, предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно - тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время учитель имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в календарно-тематическое планирование изменения с учетом особенностей класса и познавательных возможностей учащихся, а также разрабатывать собственное календарно-тематическое планирование, которое в таком случае утверждается руководителем учреждения образования.

В подготовку учителя к уроку обязательно входит написание конспекта урока. Практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо назвать класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий. Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала невозможно без планирования и подготовки учителя к уроку.

Итак, планирование образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья:

1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные учеными – дидактами;

2)требования к планированию, структуру планов, их формы;

3)этапы составления планов и стадии самого этапа планирования;

4)нормативные документы, регламентирующие содержание предмета

«Изобразительное искусство» в начальной школе.

Кроме конспектов уроков учитель должен уметь составлять годовой иллюстрированный календарный план уроков. Выполнять его можно как в виде отдельных карточек с указанием класса, темы, цели задач и оборудования урока, здесь возможны рисунки, поясняющие содержание работы. При планировании важно учитывать следующие принципы: должны быть представлены все разделы программы, необходимо обеспечить последовательное усложнение знаний, умений и навыков, а также преемственность между классами; следует учитывать праздники, календарные изменения в природе; необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных материалов и техник; следует учитывать межпредметные связи, возможность проведения интегрированных уроков; материал лучше планировать тематическими блоками. Поскольку в настоящее время школы работают по вариативным программам, то более подробные методические рекомендации по проведению уроков изобразительного искусства, народного и декоративно-прикладного искусства дизайна можно найти в соответствующих пособиях данных авторов.

Программа строго определяет навыки по всем видам рисования в начальных классах:

В первом классе на изобразительное искусство отводится 60 часов ( 2 часа в неделю) – на эстетическое восприятие 3 часа; восприятие произведений искусства 5 часов; практическая художественная деятельность 52 часа ( освоение технологических особенностей художественных техник 4 часа), из них изображение на плоскости 26 часов из которых - пространство 2 часа, композиция 9 часов,, форма, пропорции, конструкция 7 часов, цвет 8 часов, лепка 8 часов, декоративно – прикладное искусство 14 часов.

В 1 классе ставится задача научить детей передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь между предметами, некоторые пространственные свойства и отношения предметов (основания близких предметов на бумаге изображаются ниже, дальних предметов – выше, передние предметы изображаются крупнее равных по объему, но удаленных предметов), их пропорций, цвета. Рисование происходит на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.

Во втором классе на изобразительное искусство отводится 34 часа, 1 час в неделю. Эстетическое восприятие действительности 2 часа, восприятие произведений искусства 2 часа; Практическая художественно – творческая деятельность 30 часов из них освоение технических особенностей художественных техник 3 часа, изображение на плоскости 15 часов – композиция 3 часа, пространство 3 часа, форма, пропорции, конструкция 3 часа, цвет 6 часов, лепка 5 часов, декоративно – прикладное искусство 7 часов.

Во 2 классе идет ознакомление с особенностями рисования тематической композиции, дается общее понятие об иллюстрациях, продолжается иллюстрирование сказок. Учащиеся должны научиться элементарному изображению в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета, изображаемых объектов; правильному размещению изображения на плоскости листа бумаги, передачи смысловой связи между объектами композиции; передавать в рисунке свое эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках; композиционными приемами выделять интересное в сюжете, подчеркивать главное в рисунке. Происходит развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

В 3 классе на изобразительное искусство отводится 35 часов, 1 час в неделю. Эстетическое восприятие действительности 1 час, восприятие произведений искусства 4 часа. Практическая художественно – творческая деятельность 30 часов из них освоение технологических особенностей художественных техник 3 часа, изображение на плоскости 14 часов –композиция 3 часа, пространство 2 часа, форма, пропорции, конструкции 3 часа, цвет 6 часов, лепка 6 часов, декоративно – прикладное искусство 7 часов.

В 3 классе идет совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Дети знакомятся с иллюстрацией как произведением художника. Идет передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

В 4 классе на изобразительное искусство отводится 35 часов 1 час в неделю. Эстетическое восприятие действительности 2 часа, восприятие произведений искусства 3 часа, практическая художественно – творческая деятельность 30 часов – изображение на плоскости 15 часов из них композиция 5 часов, пространство 2 часа, форма, пропорции, конструкция 3 часа, цвет 5 часов, лепка 5 часов, дпи 7 часов.

А в 4 классе идет совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности, изучение композиционных закономерностей. Учащиеся обобщают знания, полученные в 1 – 3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

У детей происходит развитие воображения, творческой фантазии, умения образно представлять задуманную композицию.

Все задания по тематическому рисованию выполняются карандашом, а затем завершаются акварелью или гуашью. Важно научить детей предварительно выполнять маленькие «рабочие» схематичные эскизы-наброски. На тематические рисунки отводится 2 урока.

Особые возможности урока тематического рисования раскрывают для тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами: музыкой, литературой, природоведением, уроками труда. Так, прослушивание музыки, песен, близких по содержанию и темам рисованию («Осень» - музыка М.Красева, слова М.Ивенсен; «Осенняя песенка» - музыка Д.Васильева-Буглая, слова А.Плещеева; «Новогодняя» - музыка А.Филиппенко, слова Г.Бойко, перевод с украинского М.Ивенсен и др.), оказывает огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности

Методические рекомендации по организации безотметочного обучения по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе

Контроль и оценка уровня учебных достижений учащихся 3-го класса по изобразительному искусству в рамках безотметочного обучения осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметки. Это позволяет устранить психологический дискомфорт у школьников, связанный с получением неудовлетворительной отметки, способствует формированию адекватной самооценки у учащихся 3-го класса, развивает элементы самостоятельной контрольно-оценочной деятельности.

Приоритетная ориентировка на художественно-творческую деятельность также диктует особые требования к оцениванию учебных достижений учащихся. Оценивание должно носить стимулирующий характер, поддерживать интерес к изучению предмета, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Кроме того, учителем должен оцениваться не только конечный результат художественно-практической деятельности (рисунок, поделка, лепка), но и результат познавательной деятельности учащихся на уроке.

Содержание обучения по изобразительному искусству включает два компонента: эстетическое восприятие действительности и искусства и практическую художественно-творческую деятельность. Оцениванию подлежат все виды деятельности учащихся на уроке, однако уровень учебных достижений по второму направлению играет решающую роль. Оценка может быть внешней (со стороны учителя и других учащихся) и внутренней (осуществляется самим ребенком)

23.04.2025 13:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя