СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Живём в эпоху нанотехнологий,
И каждый год даёт нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
«Воспитание в школе должно осуществляться только в процессе совместной деятельности взрослых и детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми жизненно необходимых ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно и охватывать все ее виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.)», - так гласит ФГОС второго поколения, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Четыре года назад нашей начальной школе пришлось столкнуться с проблемой перехода на стандарты ФГОС второго поколения. Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности являются:
В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:
Во ФГОС второго поколения также прописан примерный перечень форм внеурочной деятельности, который даёт богатую почву для творческого поиска педагога при выборе направления, а также активного включения родителей и других субъектов в образовательно-воспитательный процесс.
Спортивно-оздоровительное: занятия в спортивных секциях, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры, олимпиады, праздники, классные часы, спортивные и оздоровительные акции в окружающем школу социуме; туристические походы; военно-спортивные игры.
Социальное направление: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально-моделирующие игры.
Духовно-нравственное направление: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; туристические походы, экскурсии (очные и заочные), работа школьных музеев; день рождения школы; праздники; поисково-краеведческие экспедиции.
Общеинтеллектуальное направление: предметные факультативы, олимпиады, исследовательская деятельность, школьные научные общества, конференции, общественный смотр знаний, чествование лучших учеников, интеллектуальные марафоны и др.
Общекультурное направление: культпоходы в театры, кино (с последующим анализом), концерты, выставки, смотры-конкурсы, досугово - развлекательные акции в социуме, фестивали искусств, занятия в коллективах художественной самодеятельности.
На первый взгляд может показаться, что всё это планировалось и реализовывалось ранее. Но это не совсем так. Сегодня классный руководитель должен более чётко выбрать основное основополагающее направление воспитательной деятельности в своём классе. Почему?
Во-первых, потому что сделав одно воспитательное направление ключевым, и продумав систему мероприятий, можно быстрее достигнуть цели, чем при выхватывании отдельных, не связанных логически мероприятий.
Во-вторых, результативность в выбранном направлении будет ощутима как для учащихся, так и для школы. Классный руководитель может разработать свою индивидуальную программу работы по выбранному воспитательному направлению: подобрать мероприятия, продумать перечень дел совместных с родителями, привлечь социальных партнёров для достижения цели, привести ученика к самостоятельному делу (благотворительной акции, патриотической акции, волонтёрскому проекту, социальной акции, исследованию окружающей среды и т.п.)
Почему нельзя ограничиваться только школьными педагогическими кадрами при реализации выбранного воспитательного направления? Причин несколько. Рассмотрим, например, одно из возможных направлений - социальное.
Социальное направление предусматривает целый ряд мероприятий: участие в праздниках чествования ветеранов, пожилых людей; социально значимые акции в социуме; разработка проектов социально значимой деятельности «Я – гражданин России»; коллективные творческие дела; тимуровское движение; трудовые десанты, социально-моделирующие игры. Для достижения результатов в этом направлении необходимо обратиться в одну из ветеранских организаций, местные муниципальные органы власти, прибегнуть к помощи родительской общественности, возможно, организовать познавательную экскурсию по выбранной теме, а потом можно опубликовать свои впечатления от поездки или встречи с ветеранами в местной или районной газете. Также можно организовать благотворительную акцию в сети Интернет, в своей школе и т.п.
Конечно же, для достижения поставленной цели можно и нужно планировать различные формы внеурочной деятельности, не ограничиваясь перечнем традиционных школьных дел. Таким образом продуманная программа внеурочной деятельности обретёт смысл и воспитает в школьниках новые компетенции. А выбранная организационная модель внеурочной деятельности поможет учащимся проявить различные способности в рамках кружковой деятельности.
От чего же будет зависеть успех внеурочной деятельности, организованной с учащимися?
Конечно же, в первую очередь от классного руководителя. Только продуманная деятельность педагога сможет помочь современному школьнику стать социально активным, внимательным, заботливым, неравнодушным человеком.
В соответствии с запросами родителей и приоритетными направлениями деятельности школы в начальной школе были выбраны 14 программ внеурочной деятельности учащихся с 1 по 4 классы. Классные руководители постарались учесть интересы детей и запросы их родителей, и при этом эффективно использовать возможности школы.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления обучающихся. Это и физминутки (двухразовые за урок в 1-х классах), и увеличенное время перемен. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают, что дает возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта. После уроков обучающиеся ежедневно при любой погоде совершают прогулки на свежем воздухе.
Режим работы строится по следующей схеме: первая половина дня отводится на урочную деятельность с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня обучающиеся обедают, а затем посещают мероприятия внеурочной деятельности.
Сегодня в условиях перехода к ФГОС второго поколения наши педагоги начального звена уже строят внеурочную деятельность в своём классе так, чтобы воспитать здорового, творческого ученика: для этого в 1-х классах, например, учащиеся организованно посещают бассейн нашего района. Многие учащиеся 2 – 4 классов занимаются в творческом кружке школы «Умелые ручки», посещают спорткомплекс по абонементу и занятия в коллективах художественной самодеятельности. Учащиеся среднего звена, к примеру, участвуют в работе школьного музея, занимаются на предметных факультативах, становятся участниками военно-спортивных игр, предметных олимпиад. Культпоходы в театры, кино, на выставки, смотры-конкурсы и другие досугово - развлекательные акции тоже очень частое явление в работе классных руководителей МБОУ «Петровская школа №2».
И подводя итог, хочется отметить, что:
- внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат – научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в более широком смысле – научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».
© 2019, Арифова Мерьем Юсуповна 1119