СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные игры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Гипокинезия - недостаточная двигательная активность. В первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объём мышц. Гипокинезия отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесёнными заболеваниями. Как правило, этих детей чрезмерно опекают взрослые, их освобождают от занятий физической культурой. Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще. Развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно-мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Нередко формируются различные дефекты осанки.

В работе с детьми, имеющими серьёзные проблемы со здоровьем, важно помнить главное правило «Не навреди!» Многие авторы (Алиев М.Н. «Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем» - Ашхабат, 1984; Андронова М.В. «Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии»- Педагогика, 1996 № 5; Береснева З.И. «Здоровый малыш»- М.: ТЦ Сфера, 2003; Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст)- М.: Линка-Пресс, 2000 идр.) выделяют некоторые упражнения, которые могут значительно ухудшить здоровье детей, имеющих ту или иную патологию, либо наоборот - стабилизируют их физическое состояние и будут способствовать их улучшению.

В таблице приведены рекомендации, подобраны подвижные игры, которые используются при планировании содержания работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Эти рекомендации могут быть широко использованы в условиях детского сада, в самостоятельной деятельности, с родителями в домашних условиях, во дворе.

Проблема со здоровьем

Рекомендуется

Нежелательно

Нарушения осанки

Контроль осанки с приседаниями у стены; и.п. лёжа на спине, животе, упоре на коленях, четвереньках; упражнения в равновесии, на координацию; подвижные игры с тренировкой правильной осанки: «Ель, ёлка, ёлочка», «Всё дальше и выше», «Подпрыгни до ладошки», «Воздушный шар», «Контроль осанки», «Филин», «Тряпичная кукла», «Гуси-лебеди», «Ходьба по прямому мостику», «Море волнуется», «Школа мяча».

Упражнения на «скручивание», ограничивается скоростной бег, упражнения в и.п. сидя; прыжки; упражнения на повышение мобильности позвоночника и растяжку.

Плоскостопие

Босохождение, корригирующие упражнения, упражнения с массажёрами, роликовыми досками, ходьба по неровной поверхности и пр.; плавание; специальные виды ходьбы – на пятках, наружном крае стопы, носках и пр.; упражнения с захватыванием предметов пальцами ног; массаж стоп.

Подвижные игры: «Ловкие ноги», «Ну-ка, донеси», «Великан и другие», «Сидя по-турецки», «Пройди по ребристой доске», «Сидячий футбол», «Мышеловка», «Перелёт птиц», «Котята и щенята».

Длительный медленный бег, спрыгивание; ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков (по рекомендации врача), ходьба на внутренней стороне стоп.

Заболевания органов дыхания

Упражнения на тренировку полного дыхания с удлинённым вдохом, звуковая гимнастика; упражнения для верхнего плечевого пояса, ходьба, бег; упражнения с отягощением, сопротивлением; подвижные игры большой и средней степени: «Шарик», «Поезд с арбузами», «Карусели», «Снежинки», «Бездомный заяц», «Мы весёлые ребята», «Кошка и мышка», «Бульканье».

Сложно – координированные упражнения; упражнения в быстром темпе; на задержку дыхания и «натуживание»; ограничения в использовании спортивных упражнений.

Заболевания сердечно – сосудистой системы

Ходьба по ровной поверхности в медленном темпе, дозированный равномерный медленный бег, плавание, ОРУ на все группы мышц, особенно на плечевой пояс, спину и нижние конечности; круговые вращения в плечевом суставе, боксирование, попеременные выпады с покачиванием; упражнения на развитие диафрагмального дыхания.Подвижные игры: «Прятки», «Ткач и челнок», «Резвый мешочек», «Тачки», «Кто кого столкнёт». Упражнения с круговой верёвкой.

Упражнения с задержкой дыхания, резким изменением темпа и положения тела, длительным статическим напряжением; бег на длинные дистанции; ограничиваются прыжки, силовые упражнения; нежелательно участие в играх соревновательного характера.

Болезни органов пищеварения

ОРУ без резких движений и без упражнений, вызывающих сотрясение организма; элементы спорта; специальные упражнения на фитболах; упражнения в диафрагмальном дыхании, для мышц брюшного пресса.Подвижные игры: «Кто как передвигается», «Увидели флажок», «Мячик с горки», «Переправа», «Проходи боком», «Ёлочка», «Пчёлы, улей, медвежата», «Перепрыгни через ямку», «Воробушки и кот».

Подскоки, прыжки, упражнения с «натуживанием»; уменьшаются нагрузки на мышцы брюшного пресса; упражнения из и.п. лёжа на животе.

Заболевания почек и мочевыводящих путей

Упражнения для мышц брюшного пресса, таза, нижних конечностей, спины; и.п. лёжа на спине, боку, стоя на четвереньках; массаж живота, затылочной части головы; психогимнастика; упражнения в расслаблении; дыхательные упражнения.Подвижные игры: «Тряпичная кукла», «Найди и промолчи», «Запрещённое движение», «Передал - садись», «Зайка серый умывается».

Плавание, ходьба на лыжах, ограничиваются подвижные игры на воздухе; ограничивается время пребывания в воде при занятиях плаванием; акробатические упражнения.

Заболевания нервной системы

Упражнения на выносливость; ритмическая гимнастика (А.И.Бурениной); прикладные упражнения; игровая форма проведения занятий; различные виды психогимнастик; упражнения на релаксацию.Подвижные игры: «Четыре стихии», «Тропинка», «Дрозд», «Пирожок», «Самолёты», «Курочка и горошинки», «Чьё звено быстрее»

Двигательные парадоксы, сложно-координированные движения и упражнения (например, равновесие на скамье); ограничивается время подвижных игр, требующих высокого эмоционального напряжения (игры-соревнования)

Как показывают исследования, двигательная активность, развитие речевой функции тесным образом связаны с функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребёнка. У ребёнка существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и эмоциональной сферой. А гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребёнка достигается через подвижные игры. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития.

Игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Преимущество игр в том, что они связаны с инициативой, фантазией, творчеством, а это усиливает мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокриной системы. Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка.

«Ходьба по прямому мостику» (5-7 лет)

«Мостик» - доска, лежащая на полу. Дети по одному встают на него, открывают рот, высовывают язык, на кончик которого педагог кладёт резиновое колечко. Пройдя мостик, ребёнок сам снимает колечко и отдаёт его педагогу. Сначала каждого ребёнка держат за руку, в дальнейшем ходьба осуществляется самостоятельно. Следить за правильностью осанки.

Ожидаемые результаты: Воспитание навыка равновесия, формирование правильного прикуса.

«Пчёлы, улей, медвежата» (5-7 лет)

Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают пчёл, другой – медвежат. «Пчёлы» находятся на гимнастической стенке – это улей. «Медвежата» прячутся за скамейкой – это дерево. На слова педагога «пчёлы за мёдом!» дети спускаются со стенки и убегают подальше в сторону. «Медвежата» перелезают через скамейку и на четвереньках подходят к «улью». Педагог говорит: «Медведи» идут, «пчёлы» бегут обратно, произнося «ж-ж-ж-ж», а «медвежата» на четвереньках возвращаются к «дереву». «Пчёлы» занимают своё место в «улье» - на гимнастической стенке.

Ожидаемые результаты: Тренировка навыков в ходьбе, беге, подлезании, пролезании; умение быстро реагировать на сигнал.

Заболевания почек и мочевыводящих путей:

«Тряпичная кукла» (3-7 лет)

Ребёнку предлагается лечь на спину, закрыть глаза и расслабиться (как тряпичная кукла). Убедиться, хорошо ли расслабился ребёнок, можно, взяв его за руки, потрясти их. При правильном расслаблении эти пассивные движения переходят с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребёнка при этом покачивается, как у тряпичной куклы. Умение расслабиться очень важно для владения телом, для снятия психического напряжения.

Ожидаемые результаты: Воспитание умения расслабляться.

«Запрещённое движение» (6-7 лет)

Дети сидят или стоят, руки на коленях. Педагог показывает разные гимнастические движения последовательно для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног. Дети повторяют все упражнения, кроме одного условленного заранее – «запрещённого». Игра усложняется с изменением правила: при показе ведущим «запрещённого» движения дети выполняют назначенное вместо него другое движение. Например, вместо запрещённого – вытягивание рук вперёд – дети должны выполнить заранее условленное движение – хлопнуть в ладоши или надуть щёки.

Ожидаемые результаты: Развитие координации движений в крупных и мелких мышцах рук.

«Передал – садись» (6-7 лет)

Играющих делят на две равные группы и выстраивают в две параллельные друг другу шеренги, которые стоят перед скамейками. Каждая команда выбирает капитана, которые становятся на расстоянии 5-6 шагов от своих команд. У капитанов в руках по мячу. По сигналу педагога капитаны бросают мяч игроку своей шеренги, стоящему впереди. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится на скамью. Капитан бросает мяч следующему игроку в своей команде. Тот бросает его обратно капитану и садится рядом с первым. Так же поступают и другие играющие. Игра заканчивается тогда, когда все игроки команды будут сидеть. Игрок, не поймавший мяч, должен за ним сбегать и вернуться на своё место.

Ожидаемые результаты: Развитие навыка бросания и ловли мяча, координации движений; формирование правильной осанки; тренировка внимания.

«Прокати мяч, пролезая в обруч» (3-6 лет)

Взрослый держит обруч вертикально полу. Ребёнок толкает большой мяч руками так, чтобы прокатился сквозь обруч. После этого сам пролезает за ним в обруч.

Ожидаемые результаты: Общее укрепление мышц туловища и конечностей, развитие навыков в лазании, подлезании, умение играть с мячом.

Подвижные игры при заболевании нервной системы:

«Четыре стихии» (игра малой подвижности)

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если скажет слово «вода», то вытянуть руки вперёд, на слово «воздух» - поднять руки вверх, на слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся – считается проигравшим.

Ожидаемые результаты: Развитие согласованности движений, внимания, быстроты реакции.

«Дрозд» (игра малой подвижности)

Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом: «Я – дрозд, ты – дрозд, у меня – нос, у тебя – нос (каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнёра), у меня - гладкие, у тебя – гладкие (указывает на щёки), у меня сладкие, у тебя – сладкие (указывает на губы), я твой друг и ты мой друг. Мы любим друг друга!» Все обнимаются. Затем пары меняются.

Ожидаемые результаты: Улучшение координации движений; умение действовать в паре; воспитание внимания.

Тропинка»

Предложить детям представить себя в лесу. Дети пошли в лес по лесной тропинке, которая должна вывести их на солнечную полянку. В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания: «тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом; «копна» - все участники игры берутся за руки, образуют круг и направляются к центру круга, соединив руки в центре. Затем расходятся и снова идут в колонне по одному. На сигнал «кочки» - все участники игры приседают, положив руки за голову.

Ожидаемые результаты: Развитие общего представления об окружающем мире; воспитание внимания, чувства товарищества.

«Курочка и горошинки» (5-7 лет)

Круг детей изображает птичий двор. Один из играющих – «курочка» стоит за кругом. Трое других – «горошинки» находятся на «птичьем дворе». «Курочка» старается пробраться в круг и «склевать» (поймать) «горошинку», но играющие в кругу опускают руки и приседают, препятствуя ей в этом. Если «курочка» попадает в круг и ловит «горошинку», то пойманный становится «курочкой». Игра повторяется.

Ожидаемые результаты: Развитие внимания, быстроты реакции; воспитание чувства ответственности перед партнёром и всем коллективом; активизация детей с низкой двигательной активностью.

Используемая литература:

  1. Страковская В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет» - М.: Новая школа, 1994

Категория: Физкультура
10.04.2022 03:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!