СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и способы формирования критического мышления на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Приёмы и способы формирования критического мышления на уроках биологии

    Существует разные приемы  и способы использования технологии критического мышления, которые предполагают поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих поурочную систему.

    Предлагаю технологии, которые успешно используются мной в работе.

    Игровые технологии.

    Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    По определению Г.К. Селевко: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

    Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов. Примерами таких игр могут служить: упражнения - викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, высказываний великих людей, загадки.

    Игры - путешествия, служат для углубления, осмысления и закрепления знаний. Например, в 7 классе «Путешествие в грибное царство», ребята заранее делятся на группы. Каждая группа отвечает за определенный привал: «Поэтический», «Биологический», «Исторический», «Медицинский», «Экологический». Ребята самостоятельно собирают информацию, подбирают рисунки, оформляют место станции. В ходе путешествия получают информацию: какие грибы являются съедобными и несъедобными, как правильно собирать грибы, оказывать первую медицинскую помощь.

    В 5 классе ребята знакомятся с круговоротом воды в природе и закономерностями распределения осадков, «Путешествуя с Веселой Капелькой».

    Использование ролевых игр способствует формированию целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

    Например, во время урока «Гигиена питания» разыгрывается сюжет английского детектива, где расследуется смерть человека, умершего от неправильного питания. После сюжета происходит процесс обсуждения ситуации и в результате дети формулируют правила правильного питания.

    Для проведения пресс-конференции «Влияние вредных привычек на организм подростка» обучающимся предлагается выбрать определенную роль: ученые, врачи, журналисты, задающие интересующие их вопросы, заинтересованные слушатели.

    Несомненно, игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимые в дальнейшей жизни.

    «Кластер»

    Описание приёма:

    Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

    В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

    Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

     

    Цель приёма:

    Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

    Как применяется на уроке:

    Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

    Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

    Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

    Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками.

     

    В теме «Тип Кольчатые червы, изучается класс Пиявки, с целью актуализации знаний учитель предлагает учащимся попробовать вспомнить, что они знают о пиявках. Ученики наверняка знают, что эти животные относятся к типу Кольчатые черви, обитают в реках и прудах, сосут кровь у животных и человека, используются в медицине. Кроме выявления имеющихся знаний учитель предлагает ученикам подумать над тем, что бы они хотели узнать о пиявках. Учитель предлагает записать все предположения, используя приём «Кластеры». Кластер «предположений» может выглядеть так:

 

Чем больше собрать верных (а возможно, и нет) сведений, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Стадия вызова завершена – теперь необходимо проверить предположения. Для этого нужно обратиться к тексту.

« Корзина идей»

  •  

    Описание приёма:

    Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

    Пример "корзины идей":

    - Тема нашего урока: Наши праздники. Что такое праздник? - Действительно, празднование всегда приурочено к какому-либо событию. - О каких праздниках мы говорим "наши", "мой"? - Запишите на листах бумаги праздники, о которых мы можем сказать «Наши праздники» (1 минута) - Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. (1 минута) - Что у вас получилось? (зачитывание работы пар) - Попробуем систематизировать полученную информацию.

    Для эффективной систематизации полученной информации можно совместить приём "корзина идей" с каким-либо графическим приёмом представления информации. Например, на этапе системаизации полученной информации можно нарисовать на доске кластер.

    Цели приёма:

    Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс

    Правила применения:

    Время выполнения: 7-8 минут

    1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

    2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

    3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

    Предложения по применению приёма на уроке:

    На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

    « Верные и неверные утверждения»

    Описание приёма:

    Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ.

    Такую технологию можно использовать на обобщающих уроках  по темам, например при изучении в 8 классе типа Простейшие:

    А. Выпишите номера правильных утверждений.

    На Земле более200 тысяч простейших. Наиболее крупные простейшие относятся к типу Инфузории. Радиолярии и фораминиферы – родственники амебы (относятся к одному типу). Во время питания у всех простейших образуются пищеварительные вакуоли. У инфузории, непереваренные остатки пищи выводятся с помощью сократительной вакуоли. Жидкие продукты обмена веществ выводятся из тела простейших с помощью сократительной вакуоли. Кислород поступает в организм инфузории через ротовое углубление. Питание эвглены происходит только на свету. Дизентерийная амеба паразитирует в кишечнике человека. Все простейшие, живущие в организме человека и животного, являются паразитами. В клетке инфузории имеется два ядра. Мел образован раковинами морских моллюсков. Амебы передвигаются при помощи ложноножек. Представители типа Споровиков ведут только паразитический образ жизни. При наступлении неблагоприятных условий одноклеточные животные могут образовывать цисту.

     

    «Таблица «Плюс – минус - интересно»

    Пример применения таблицы «ПМИ».

    Тема: Атомная энергетика. Проблемы использования атомной энергии.

    «+»

    «-»

    «?»

    Самый экономичный вид энергии.

    Энергия будущего.

    Радиация.

    Аварии на АЭС.

    Сколько в мире АЭС?

    Как давно человек использует атомную энергию?

    Сколько аварий было на АЭС в нашей стране?

    Какая страна в мире лидирует по использованию АЭС?

    Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

    «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

    При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно".

    «Таблица – ЗХУ»

    Цели ее применения: 1. Обучение умению определять уровень собственных знаний. 2. Пробуждение интереса к получению новой информации. 3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

    Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:

    З - что мы знаем

    Х - что мы хотим узнать

    У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

    Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

    Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

    На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний.

Категория: Биология
09.01.2015 18:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!