СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Применение технологии критического мышления на уроках биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели опыта: Создание условий для формирования критического стиля мышления в процессе обучения биологии посредством различных видов деятельности учащихся, повышение мотивации учащихся к обучению.

Задачи опыта

Изучить глубже возможности технологии развития критического мышления, её методов и приёмов для повышения эффективности уроков биологии.

1.Помочь учащимся освоить такие приемы познавательной деятельности, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно.

2.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

3.Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.

Нужно всегда помнить, не критиковать ответы учеников, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

На данной стадии я использую следующие приемы, которые помогают мне реализовывать цели вызова.

Прием «Ключевые слова». Учитель определяет несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. На доске записано несколько слов. Используя эти слова, учащиеся составляют предложение или небольшой текст.

Например: гриб, водоросль, лишайник, симбиоз, автогетеротрофный организм.

Лишайник-это автогетеротрофный организм, симбиоз гриба и водоросли.

Прием «Буквенный диктант». Учитель не называет тему урока, а ученики в процессе выполнения предложенных заданий сами ее определяют. Учащиеся отвечают на вопросы про себя, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово.

Например: Тема урока: ЦВЕТОК

1. Наиболее крупная систематическая единица, объединяющая все растения ( Царство).

2. Органы растений, обеспечивающие питание, рост и бесполое размножение растений ( Вегетативные ).

3. Хвойное растение с пирамидальной кроной, широко распространенное в Беларуси ( Ель).

4. Группа клеток, схожих по строению, происхождению называется.( Ткань).

5. Часть листа, с помощью которой он прикрепляется к стеблю (Основание).

6. Орган растений, обеспечивающий минеральное питание ( Корень).

Прием «Задание со сменой установки». Данный прием развивает зрительную память, быстроту реакции и внимания. Учитель предлагает выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала. Суть приема в следующем: на доске пишутся термины, учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя.

Например: вакуоль, хлоропласт, ядро, оболочка.

1. В клетки мякоти арбуза самое большое пространство занимает органоид, записанный четвертым? ( нет, первым)

2. Второй органоид может менять цвет? (да).

3. Все органоиды – существительные женского рода? ( нет, два).

4. Первый органоид является носителем наследственной информации ? ( нет, третий)

Прием «Таблица верных и неверных утверждений» позволяет организовать работу по изучению учебного текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения учащийся ставит значок: +, -, ?

Например: «Классификация цветковых растений»

Утверждения

+

-

?

Сходные классы объединяют в семейство

Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива

Бинарная номенклатура была введена в науку К.Линнеем

Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса : Однодольные и Двудольные

Нельзя определить, к какому классу относится растение, используя только один признак

Далее используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений.

С помощью приема «Толстый и тонкий» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ.

Например: «Голосеменные. Общая характеристика»

Текст

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Голосеменные-это многолетние древесные семенные растения. У них есть корень и побег. Хорошо развиты ткани: образовательная, паренхима, проводящая, покровная. Стебель голосеменных способен расти в толщину, так как имеет камбий, Листья большинства хвойных видоизменены в иглы- хвоинки, покрытые слоем воска и имеющие одну жилку. У многих видов коре, древесине и хвое имеются смоляные ходы. Цветков и плодов у голосеменных нет. Семена у хвойных развиваются в шишках.

Семена хвойных развиваются в шишках?

Верно ли, что голосеменные имеют смоляные ходы?

Согласны ли вы, что стебель голосеменных растет в толщину за счет камбия?

Почему голосеменные так называются?

В чем их отличие от споровых растений?

Каковы особенности строения хвоинок в связи с уменьшением испарения воды?

Прием "Тонкие и толстые вопросы" использую на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Прием «Автобусная остановка» можно использовать, когда учащиеся стесняются задавать учителю или одноклассникам вопросы, возникающие в процессе урока. В начале урока ученики берут листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы, а затем приклеивают на доске. Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них. Если в процессе урока учащийся получил ответ на свой вопрос, то он снимает свой листок. Этот прием создает на уроке располагающую обстановку и побуждает задавать вопросы. А если ученик задает вопросы, значит происходит мыслительная деятельность.

На данной стадии учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией;

2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3) акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Приём «ИНСЕРТ»

ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.

Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.

На стадии рефлексии, для активного повторения можно использовать прием «Письмо по кругу». Он помогает определить направления для дальнейшего изучения материала и выстроить свою работу. Для этого в группы даются листы, и на каждом написан свой вопрос ( Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Что бы вы хотели еще узнать?).

Так же я использую прием «Кластер», «Задание со сменой установки», «Опрос-итог», «Перепутанные логические цепочки», «Синквейн».

В настоящее время моя работа по развитию критического мышления у учащихся продолжается, так как я увидела результат своей работы, который позволил :

- развить мыслительную возможность учащихся, появилась гибкость в мышлении;

- совершенствовать способность самостоятельно строить понятия и оперировать ими;

- понимать и принимать точку зрения другого человека;

- повысить мотивацию учащихся к образовательному процессу;

- раскрыть творческий потенциал учащихся.

Использование приемов развития критического мышления, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в образовательный процесс, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Не давайте готовых истин. Пусть обучаемые доходят до всего сами.

Категория: Биология
15.11.2015 23:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!