СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цели опыта: Создание условий для формирования критического стиля мышления в процессе обучения биологии посредством различных видов деятельности учащихся, повышение мотивации учащихся к обучению.
Задачи опыта
Изучить глубже возможности технологии развития критического мышления, её методов и приёмов для повышения эффективности уроков биологии.
1.Помочь учащимся освоить такие приемы познавательной деятельности, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно.
2.Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
3.Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.
Нужно всегда помнить, не критиковать ответы учеников, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».
На данной стадии я использую следующие приемы, которые помогают мне реализовывать цели вызова.
Прием «Ключевые слова». Учитель определяет несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. На доске записано несколько слов. Используя эти слова, учащиеся составляют предложение или небольшой текст.
Например: гриб, водоросль, лишайник, симбиоз, автогетеротрофный организм.
Лишайник-это автогетеротрофный организм, симбиоз гриба и водоросли.
Прием «Буквенный диктант». Учитель не называет тему урока, а ученики в процессе выполнения предложенных заданий сами ее определяют. Учащиеся отвечают на вопросы про себя, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово.
Например: Тема урока: ЦВЕТОК
1. Наиболее крупная систематическая единица, объединяющая все растения ( Царство).
2. Органы растений, обеспечивающие питание, рост и бесполое размножение растений ( Вегетативные ).
3. Хвойное растение с пирамидальной кроной, широко распространенное в Беларуси ( Ель).
4. Группа клеток, схожих по строению, происхождению называется.( Ткань).
5. Часть листа, с помощью которой он прикрепляется к стеблю (Основание).
6. Орган растений, обеспечивающий минеральное питание ( Корень).
Прием «Задание со сменой установки». Данный прием развивает зрительную память, быстроту реакции и внимания. Учитель предлагает выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала. Суть приема в следующем: на доске пишутся термины, учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя.
Например: вакуоль, хлоропласт, ядро, оболочка.
1. В клетки мякоти арбуза самое большое пространство занимает органоид, записанный четвертым? ( нет, первым)
2. Второй органоид может менять цвет? (да).
3. Все органоиды – существительные женского рода? ( нет, два).
4. Первый органоид является носителем наследственной информации ? ( нет, третий)
Прием «Таблица верных и неверных утверждений» позволяет организовать работу по изучению учебного текста. Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения учащийся ставит значок: +, -, ?
Например: «Классификация цветковых растений»
Утверждения |
+ |
- |
? |
Сходные классы объединяют в семейство |
|||
Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива |
|||
Бинарная номенклатура была введена в науку К.Линнеем |
|||
Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса : Однодольные и Двудольные |
|||
Нельзя определить, к какому классу относится растение, используя только один признак |
Далее используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений.
С помощью приема «Толстый и тонкий» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ.
Например: «Голосеменные. Общая характеристика»
Текст |
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
Голосеменные-это многолетние древесные семенные растения. У них есть корень и побег. Хорошо развиты ткани: образовательная, паренхима, проводящая, покровная. Стебель голосеменных способен расти в толщину, так как имеет камбий, Листья большинства хвойных видоизменены в иглы- хвоинки, покрытые слоем воска и имеющие одну жилку. У многих видов коре, древесине и хвое имеются смоляные ходы. Цветков и плодов у голосеменных нет. Семена у хвойных развиваются в шишках. |
Семена хвойных развиваются в шишках? Верно ли, что голосеменные имеют смоляные ходы? Согласны ли вы, что стебель голосеменных растет в толщину за счет камбия? |
Почему голосеменные так называются? В чем их отличие от споровых растений? Каковы особенности строения хвоинок в связи с уменьшением испарения воды? |
Прием "Тонкие и толстые вопросы" использую на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Прием «Автобусная остановка» можно использовать, когда учащиеся стесняются задавать учителю или одноклассникам вопросы, возникающие в процессе урока. В начале урока ученики берут листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы, а затем приклеивают на доске. Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них. Если в процессе урока учащийся получил ответ на свой вопрос, то он снимает свой листок. Этот прием создает на уроке располагающую обстановку и побуждает задавать вопросы. А если ученик задает вопросы, значит происходит мыслительная деятельность.
На данной стадии учащиеся:
1) осуществляют контакт с новой информацией;
2) пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
3) акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
4) обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
5) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
6) готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Приём «ИНСЕРТ»
ИНСЕРТ – это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. Учащиеся в ходе чтения отмечают на полях знакомую информацию, новую информацию, а также ту информацию, которая противоречит имеющимся знаниям. После чтения рекомендуется заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Работа с таблицей позволяет проанализировать текст повторно и развивает у школьников такие умения, как перевод обширной информации в лаконичную табличную форму. Этот приём применяется на стадии осмысления. Важным этапом работы станет обсуждение в классе записей в таблице.
Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.
На стадии рефлексии, для активного повторения можно использовать прием «Письмо по кругу». Он помогает определить направления для дальнейшего изучения материала и выстроить свою работу. Для этого в группы даются листы, и на каждом написан свой вопрос ( Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Что бы вы хотели еще узнать?).
Так же я использую прием «Кластер», «Задание со сменой установки», «Опрос-итог», «Перепутанные логические цепочки», «Синквейн».
В настоящее время моя работа по развитию критического мышления у учащихся продолжается, так как я увидела результат своей работы, который позволил :
- развить мыслительную возможность учащихся, появилась гибкость в мышлении;
- совершенствовать способность самостоятельно строить понятия и оперировать ими;
- понимать и принимать точку зрения другого человека;
- повысить мотивацию учащихся к образовательному процессу;
- раскрыть творческий потенциал учащихся.
Использование приемов развития критического мышления, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в образовательный процесс, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Не давайте готовых истин. Пусть обучаемые доходят до всего сами.
© 2015, Юрченко Ирина Алексеевна 2585