СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность на уроке биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

« Страшная эта опасность – безделие за партой,

безделие месяцы, годы.

Это развращает морально, калечит человека и ...

 ничего не может возместить того,

что упущено в самой главной сфере,

где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».(слайд 2)

 

В.А.Сухомлинский

 

Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких

(слайд 3) интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их! Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания. В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвящённых формированию творческой личности.

Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом (слайд 3).

Тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы.

Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным.

Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить ( слайд 4).

           Основным методом всех технологий развивающего обучении, на мой взгляд,  является исследовательская деятельность учащихся.

В.П. Вахтеров говорил, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.

        Учебная исследовательская деятель­ность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответству­ющая научной деятельности, характеризую­щаяся целенаправленностью, активностью, предметностью,  мотивированностью и соз­нательностью, результатом которой являет­ся формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (слайд5)

         Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае – это лишь этап проектной работы.

     Исследовательские проекты – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

(Слайд 6)

Эти проекты обладают большими потенциальными возможностями формирования творческого мышления, рациональных приемов умственной деятельности и сообразительности, самостоятельности в принятии решений.     

Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Ход исследования можно представить в виде цепочки:

  • Обоснование темы;
  • Постановка целей и задач
  • Определение объекта и предмета исследования
  • Разработка гипотезы исследования
  • Непосредственно исследования
  • Результаты
  • Оценка полученных результатов и выводы.

Схема оформления учащимися мини-проекта

Тема_________________

Проблема_____________

Объект исследования________________

Цель, задачи___(определить, установить, изучить, описать и т.д.)

Рабочая гипотеза__________________

Результаты исследований_______________________

Рассмотрим несколько ситуаций по данной теме, которые можно использовать на уроках биологии.( Слайд7,8,9,10,11,12,13)

Проектно-исследовательскую деятельность учащихся можно рассматривать и как особое направление внеклассной работы по биологии .

 В своей работе я стараюсь, чтобы метод проектов становился  неотъемлемой частью не только уроков, но и внеклассной работы по предмету.   Проектная деятельность учащихся во внеклассной работе позволяет повысить мотивированный интерес к предмету, выработать и отстаивать собственную позицию, развивая критическое мышление. Безусловно, предпочтение всегда отдается метапредметным проектам, основанным на привлечении знаний по экологии, химии, биологи, географии.  

Во внеклассной работе я чаще всего использую информационные, исследовательские, творческие проекты, причем как индивидуальные, так и групповые.(Слайд 14,15,16)

Виды исследовательской деятельности  во внеурочное время:

1. Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии. 2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Венок славы»,  «Птица года», «Спаси дерево!» и другие. 3. Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе). 4. Проведение кружка  «Зелёный патруль», элективных курсов «Ты  и твоё здоровье». 5. Написание творческих работ. 6. Написание рефератов. 7. Выполнение мини – исследований, например,  «Ульяновская ель», «Первые ростки жизни», «Моё любимое животное». 8. Создание буклетов. 9. Создание презентаций. 10. Создание моделей (строение цветка, побега, растительной клетки). 11. Создание книги юного биолога, например – 8 класс («Эволюция человека», «Анализаторы. Орган слуха» и др).. 12. Оформление стенда: («Юннаты» – 6 класс).

Считаю, что система подобных уроков-исследований, позволяет развивать исследовательские умения воспитанников как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном ребятам материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.(Слайд 16)  

 

Категория: Биология
15.01.2015 11:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП