СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы постановки цели на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Формулировка цели с помощью вопросов

Учитель предварительно записывает тему урока и предлагает ученикам, исходя из темы и ответов на вопросы, которые фиксируются либо на слайдовой презентации, либо в памятке, сформулировать цель урока:

-Что я узнаю на уроке?

-Чему научусь?

-Где мне пригодятся полученные знания?

2. Дополнение цели с помощью слов-помощников

Учитель на доске записывает тему урока и просит учащихся сформулировать цель урока с помощью слов-помощников:

-Я повторю.

-Я узнаю.

-Я научусь.

-Мне пригодится.

3. Актуализация личностного опыта

В начале, в ходе совместного целеполагания выстраиваются, уточняются и согласовываются ожидания от урока.

Что каждому из вас было бы интересно узнать о ….?

Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы темы, учитывая интересы школьников:

Где применяются …. в жизни человека?

Зачем нужны знания о ….?

Могут ли …. быть опасны для человека?

После этого учитель добавляет свои вопросы. Затем общими усилиями формулируются и записываются на доске цели цикла уроков в рамках всей темы.

4. «Группировка»

Прием используется через зрительное или слуховое восприятие. Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т. д. учащимся предлагается разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Учащиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока.

5. Работа над понятием

Учитель предлагает учащимся для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или найти в «Толковом словаре».

Значение слова определяет цель урока.

6. «Исключение»

В этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее, обосновывая свой выбор. На основе этого формулируется цель.

7. Ситуация «яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного.

7. Обращение к ассоциативному мышлению

Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, учитель спрашивает: «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов учащимся предлагается сформулировать тему и цель урока.

8. Проблемная ситуация

Чтобы учащийся сформулировал и присвоил себе цель, необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Учитель может поставить проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Учащиеся самостоятельно обозначают проблемную ситуацию, тему урока, формулируют цель урока.

9. Проблема предыдущего урока

В конце урока учащимся предлагается выполнить задание, которое невозможно сделать из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке, решение этой проблемы становится целью следующего урока.

10. «Задом наперед»

Учащимся предлагается выполнить вариант итоговой проверочной работы по новой теме (раз вы так много знаете по этой теме, давайте сразу напишем контрольную). После того как учащиеся попытались справиться с предложенными заданиями, учитель просит их отметить, какие задания вызвали у них затруднения. В ходе обсуждения учитель подводит учащихся к вопросу, затем изучать новую тему, пробует вместе с учащимися сформулировать цели ее изучения.

11. Побуждающий или подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала организуется беседа, направленная на обобщение известных фактов, и постепенно учитель подводит к тому, о чем учащиеся не могут рассказать. Возникает проблемная ситуация, обсудив которую учащиеся выдвигают цель.

Появляется ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

12. Таблица "Верные – неверные утверждения"

Эта технология интересна, когда в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет. Учитель составляет верные и неверные утверждения по параграфу, утверждений должно быть много (20 – 30), большинство которых – верные. Учащиеся отвечают на вопросы сначала до чтения параграфа, а потом после. Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу:

13. Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов (технология РКМЧП)

На стадии вызова это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Можно начать работу с этим приемом, воспользовавшись ключевыми вопросительными словами.

Кто …?

Что …?

Когда …?

Может …?

Будет …?

Мог ли …?

Как звали …?

Было ли …?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

Дайте три объяснения, почему …?

Объясните почему …?

Почему вы думаете …?

Почему вы считаете …?

В ч.м различие …?

Предположите, что будет, если …?

Что, если …?

07.04.2022 16:52


Рекомендуем курсы ПК и ПП