СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор приводит классификацию новейших электронных средств обучения, используемых в современной школе, для активизации познавательной активности школьников.

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательной активности у школьников показывает, что одним из приоритетных направлений на этом пути, наряду с традиционными, признается использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Особое значение придается проблеме внедрения новейших ЭОР в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.

Для понимания роли электронных образовательных ресурсов в обучении школьников необходимо разобраться с сутью этого понятия.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Чем отличаются ЭОР от учебников? ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать. Самые простые ЭОР – текстографические – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Следующий вопрос, с которым нам необходимо разобраться для уяснения сути ЭОР – это новые педагогические инструменты, используемые в ЭОР. Всего их пять: интерактив; мультимедиа; моделинг; коммуникативность; производительность. О мультимедиа мы уже говорили. Интерактив позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения и является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат, так как часто вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный учебный объект, которым можно манипулировать. Моделинг представляет собой имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания. Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Наиболее современным средством ориентации в информационном пространстве школы являются электронные образовательные ресурсы нового поколения. Они представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключается в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна. Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе). Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности. В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства. Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы. В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет. В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

На своих уроках я часто использую и рекомендую своим коллегам информационные порталы, ссылки на некоторые из них перечислены ниже:

http://school-collection.edu.ru/ отличная подборка для 1-11 классов. Особенно много интересного для себя там найдут сторонники образовательных программ УМК "Школа 2100"

http://nachalka.info очень красочные материалы для начальной школы по различным предметам (русский язык, математика, английский язык, окружающий мир). К сожалению, с недавних пор полностью перешел на платную основу и стал недоступным для большинства педагогов

http://www.openclass.ru все ресурсы размещены по предметным областям, что очень удобно при поиске. Кроме скачивания готовых материалов на сайте можно размещать свои ресурсы, участвовать в обсуждениях, семинарах, мастер-классах

http://fcior.edu.ru портал очень схож с "Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов". Создан федеральным центром информационно-образовательных ресурсов. Не смотря на то, что проект создан для средней школы, учителя начальной школы смогут найти в нем много интересного

http://www.classmag.ru сайт скорее даже не для учителей, а для учащихся начальной школы. Рекомендую использовать его своим ученикам при подготовке докладов и сообщений

http://900igr.net 900 детских презентаций и 300 флеш-игр ребёнку с 1 года. Тематика настолько разнообразна, что описать портал очень сложно

http://www.solnet.ee очень насыщенный и постоянно обновляющийся портал для детей. Для учителя, на мой взгляд, будут наиболее интересны материалы по подготовке предметных и тематических праздников, а также по организации внеклассной работы

Подводя итог, можно отметить преимущества ОМС. К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:

• отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе – узкополосных; • возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету; • неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных. Таким образом, совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как электронный образовательный ресурс нового поколения. Основная задача учителя теперь сводится к умению разумного использования ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого ученика.

Список литературы

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю.Кравцова; под. ред. И.В. Роберт. М.: Дрофа, 2008.

2. В.Ф. Ефимов Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. – 2009. № 2. – С. 39.

3. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 157 – 159.

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. М., 2009. 123 с.

25.03.2016 15:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП